Правильное становление голоса и речи играют важную роль в социальной адаптации детей. Как показывают клинические наблюдения и статистические данные, распространенность голосовых расстройств в детском возрасте неуклонно растет в период эпидемиологических сезонов острой вирусной инфекции (ОРВИ) и гриппа [1,2]. В то же время причинами нарушения голоса не всегда являются ОРВИ и грипп, они могут развиваться вследствие различных патологических состояний голосообразующих органов, неврологических заболеваний [3–6]. При затяжном течении дисфонии негативно сказываются на общем развитии и нервно-психическом состоянии детей и подростков, формировании их личности и адаптации среди сверстников [7–10]. Наиболее частым симптомом поражения гортани является дисфония, которая наблюдается при различных заболеваниях как гортани, так и при коморбидной патологии лор-органов и дыхательных путей [11–14]. Дисфонии могут наблюдаться и при заболеваниях близко расположенных органов, например обострения хронических аденоидитов, отитов, тонзиллитов и т. д. [15–18].
К нарушениям голоса относят отсутствие или расстройство фонации вследствие функциональных или паталогических воспалительных изменений голосового аппарата [19]. Причины развития функциональных дисфоний у детей разнообразны. Наиболее частой из них является перенапряжение голоса при неправильном механизме фонации и артикуляции [20]. Проявляется ларингеальной недостаточностью, которая выражается в ограничении высотных и силовых характеристик, что выражается хрипотой, осиплостью и/или вокальным тремором после перенесенных острых респираторных инфекций [19,21]. По литературным данным, описаны 3 возрастные группы, где наиболее часто встречаются различные дисфонии: 2–5 лет (36,2 %), 5–9 лет (24,7 %) и подростков [2, 19,]. Причем охриплость расценивалась как индивидуальная особенность голоса в 15,6 % наблюдений, в 10,7 % — игнорировалась, а в 20,2 % осмотр гортани откладывался до школьного возраста, что удлиняло время до постановки диагноза и начала лечения (от нескольких недель до 2 лет) [19]. Реже описаны такие симптомы, как гнусавость (4,8 %), кашель (4,8 %), отсутствие голоса (2,4 %), поперхивание при разговоре (1,2 %), которые беспокоили самих пациентов и/или их родителей. Педагоги были недовольны быстрой утомляемостью и качеством звучания голоса (слабый, грубый, громкий и т. д.) (9,6 %) у детей и подростков [21]. В данном контексте актуально изучить проявления дисфонии у лиц с ограниченными возможностями по слуху. По состоянию слуха различают детей неслышащих (страдающих глухотой) и слабослышащих (страдающих тугоухостью) [22]. Слабослышащие — слышат речь, однако с трудом воспринимают отдельные сложные фразы [23]. Кроме того, детский возраст — это активное слухоречевое развитие. Дети с ограниченными возможностями по слуху на фоне дисфонии испытывают дополнительную психоэмоциональную нагрузку, что приводит к дефектам слухоречевого развития, что выражается ограничением самостоятельности речи с выпадениями отдельных слогов, нарушениях звукопроизношения, искажениями построения фраз [24]. Охриплость как наиболее частая жалоба, по мнению пациента, не является болезнью, а значит, не требует лечения. Однако нарушениям голоса и голосовых характеристик более подвержены дети и подростки, что оказывает бесспорное влияние на дальнейшее развитие потенциала личности ребенка, а также на уровень его социализации в иерархии общественных отношений [25]. Дети с ограниченными возможностями по слуху обучаются в условиях специализированной коррекционной слухоречевой реабилитации, где с ними занимаются учителя, учителя-дефектологи, логопеды, фонопеды. Установлено, что у лиц, чья профессиональная деятельность предполагает значительную голосовую нагрузку, дисфонии встречаются в 1,4 раза чаще, чем в общей популяции [26]. Однако, несмотря на такую высокую встречаемость голосовых расстройств, лишь относительно небольшое число пациентов обращаются к врачу, тем не менее экономические потери могут быть значительными, в основном за счет нетрудоспособности [27].