По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.10 DOI:10.33920/MED-12-2506-05

Лечение дисфоний у специалистов коррекционных школ слухоречевой реабилитации и слабослышащих детей применением антигомотоксической терапии

Дубинец Ирина Дмитриевна кандидат медицинских наук, доцент кафедры оториноларингологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет, 454092, Россия, Челябинск, ул. Воровского, д. 64, https://orcid.org/0000‑0002‑7085‑113X, 89124728166@mail.ru
Дубинец Оксана Александровна студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», 454080, Россия, Челябинск, Свердловский пр., д. 74, lor-kafedra@mail.ru, https://orcid.org/0009‑0000‑5820‑4194
Патракова Мария Сергеевна ординатор кафедры оториноларингологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет, 454092, Россия, Челябинск, ул. Воровского, д. 64, https://orcid.org/0009‑0003‑9939‑4678, patrakova_2000@inbox.ru
Казакова Дарья Витальевна врач-стажер в оториноларингологическом отделении стационара, Частное учреждение здравоохранения «Клиническая больница «РЖД-Медицина» города Челябинска, 454048, Россия, г. Челябинск, ул. Доватора, д. 23, https://orcid.org/0009‑0002‑5109‑8215, dariakaz4ckova@yandex.ru
Кириллов Евгений Сергеевич врач-оториноларинголог, Челябинская областная детская клиническая больница, 454048, Россия, Челябинск, ул. Блюхера, д. 42а, https://orcid.org/0009‑0009‑0519‑5437, 89043076541@mail.ru

Введение. Дисфония как ранний симптом в ответ на альтерацию дыхательных путей различного генеза существенно снижает качество жизни пациентов и ограничивает их социальную активность. В этом контексте особый интерес представляет реабилитация нарушений голоса у слабослышащих детей и специалистов коррекционных школ слухоречевой реабилитации на фоне острой респираторной инфекции. Вовлеченный в воспаление и испытывающий повышенные нагрузки, речевой аппарат предопределяет необходимость совершенствования лечебно-профилактических технологий, к которым относится антигомотоксическая терапия. Цель. Провести наблюдательное клиническое исследование эффективности купирования симптомокомплекса дисфоний, многокомпонентного гомеопатического препарата с разнонаправленным действием в период реконвалесценции острого воспаления дыхательных путей у детей с ограниченными возможностями по слуху и преподавателей коррекционных образовательных учреждений. Материалы и методы. В проспективном, наблюдательном исследовании приняли участие 29 пациентов, разделенных на 2 группы: первая (n=15) — дети (7–14 лет; медиана: 9,2), имеющие ограниченные возможности по слуху, и вторая (n=14) — преподаватели коррекционных образовательных детских учреждений (33–57 лет; медиана: 41,6), обеспечивающие слухоречевую поддержку, обратившиеся за медицинской помощью в эпидсезон острой респираторной вирусной инфекции дыхательных путей. Степень проявления дисфонии оценивали по 5-балльной визуальной аналоговой шкале. Наблюдение включало 2 визита: при первом визите подтверждена дисфония и назначалось лечение препаратом «Гомеовокс» по 2 таблетки 5 раз в сутки, при втором — контроль эффективности лечения через 2 недели. Результаты и обсуждение. Нарушения голоса после перенесенной респираторной инфекции проявлялось вариантами осиплости и огрубления тембра голоса, сопровождалось саднением и сухостью в ротоглотке, болью в горле и сухим приступообразным кашлем. К концу лечения (13–14-й день) препаратом «Гомеовокс» наступало улучшение дисфонии и качества голосовой функции. Метод анкетирования исследуемых до и после лечения показал эффективность антигомотоксической терапии. Выводы. В ранний период реконвалесценции после перенесенной острой респираторной вирусной инфекции для купирования симптомов нарушения голоса у лиц с ограниченными возможностями по слуху и педагогов, обеспечивающих слухоречевую реабилитацию, целесообразно назначать лекарственный препарат «Гомеовокс»® согласно официальной инструкции.

Литература:

1. Клинические рекомендации. Острая респираторная вирусная инфекция. (01.06.2021). — Текст: электронный // https://www.pediatr-russia.ru/information/klin-rek/proekty-klinicheskikh-rekomendatsiy/ ОРВИ%20дети%20СПР_1.06.2021.pdf [сайт].

2. Оториноларингология: национальное руководство. Краткое издание/ Под ред. Ю.К. Янова, А.И. Крюкова, В.В. Дворянчикова, Е.В. Носули- 2‑е изд., перераб. и доп. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2024. — 992 с. [Otorinolaringologiya: nacional’noe rukovodstvo. Kratkoe izdanie/ Pod red. YU.K. YAnova, A.I. Kryukova, V.V. Dvoryanchikova, E.V. Nosuli- 2‑e izd., pererab. i dop. Moskva: GEOTAR-Media, 2024. — 992 s. (in Russian)].

3. Das B, Chatterjee I, Kumar S. Laryngeal Aerodynamics in Children with Hearing Impairment versus Age and Height Matched Normal Hearing Peers. ISRN Otolaryngol. 2013 Jul 18; 2013:394604.

4. Лизунова, Е.В. Мутация детского голоса (беседа для учащихся и родителей) [Интернет-ресурс]. — URL: http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/11/11/mutatsiya-detskogo-golosa-besedadlya-uchashchihsya (Дата обращения 15.04.2017).

5. Коркмазов М.Ю., Ленгина М.А. Необходимость дополнительных методов реабилитации больных с кохлео-вестибулярной дисфункцией. Вестник оториноларингологии. 2012; 5:76–77. [Korkmazov M. YU., Lengina M.A. Neobhodimost’ dopolnitel’nyh metodov reabilitacii bol’nyh s kohleo-vestibulyarnoj disfunkciej. Vestnik otorinolaringologii. 2012; 5:76–77. (in Russian)].

6. Derkay C.S., Thomsen J.R., Grundfast K.M. Laryngeal pathology in hearing-impaired children. Int J Pediatr Otorhinolaryngol. 1991 Apr;21 (2):163–168.

7. Барабанов Р.Е., Фанталова Е.Б., Барабанова В.В. Особенности эмоционально-личностной сферы у лиц с нарушением голоса [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016;5 (4):39–49. [Barabanov R.E., Fantalova E.B., Barabanova V.V. Osobennosti emocional’no-lichnostnoj sfery u lic s narusheniem golosa [Elektronnyj resurs] // Klinicheskaya i special’naya psihologiya. 2016;5 (4):39–49. (in Russian)].

8. Tavares EL, Brasolotto A, Santana MF, Padovan CA, Martins RH. Epidemiological study of dysphonia in 4–12‑yearold children. Braz J Otorhinolaryngol. 2011 Nov-Dec;77 (6):736–46.

9. Lu D, Huang M, Cheng IK, Dong J, Yang H. Comparison and correlation between the pediatric Voice Handicap Index and the pediatric voice-related quality-of-life questionnaires. Medicine (Baltimore). 2018 Sep;97 (36):e11850.

10. Родионова, А.Б. Особенности работы с голосом при дисфониях у детей и подростков. Инновационные научные исследования. 2021;12–3 (14):129–134. [Rodionova, A.B. Osobennosti raboty s golosom pri disfoniyah u detej i podrostkov. Innovacionnye nauchnye issledovaniya. 2021;12–3 (14):129–134.. (in Russian)].

11. Дубинец ИД. Классификационные критерии первичного диагноза хронического гнойного среднего отита. Российский медицинский журнал. 2020;26 (6):431–438. [Dubinec ID. Klassifikacionnye kriterii pervichnogo diagnoza hronicheskogo gnojnogo srednego otita. Rossijskij medicinskij zhurnal. 2020;26 (6):431–438. (in Russian)].

12. Щетинин С.А., Коркмазов М.Ю., Гизингер О.А. Эффективность терапии хронического аденоидита у детей, проживающих в городе Челябинске по результатам передней активной риноманометрии и цитокинового профиля смывов с поверхности глоточной миндалины. Вестник Челябинской областной клинической больницы. 2015; 3 (30): 59–62. Shchetinin S.A., Korkmazov M. YU., Gizinger O.A. Effektivnost’ terapii hronicheskogo adenoidita u detej, prozhivayushchih v gorode CHelyabinske po rezul’tatam perednej aktivnoj rinomanometrii i citokinovogo profilya smyvov s poverhnosti glotochnoj mindaliny. Vestnik CHelyabinskoj oblastnoj klinicheskoj bol’nicy. 2015; 3 (30): 59–62. [ (in Russian)].

13. Корень, Е. Е., Степанова Ю.Е. Коморбидная патология в клинической практике врача-фониатра. Российская оториноларингология.2024;23 (6):60–67. [Koren’, E. E., Stepanova YU. E. Komorbidnaya patologiya v klinicheskoj praktike vracha-foniatra. Rossijskaya otorinolaringologiya.2024;23 (6):60–67. (in Russian)].

14. Дубинец И.Д., Куренков Е.Л., Кофанов Р.В. Влияние характера морфологических изменений слизистой оболочки среднего уха на течение репаративных процессов в неотимпанальной мембране при реконструктивно-санирующей операции у больных с хроническим средним отитом. Вестник оториноларингологии. 2007; (5):11–14. [Dubinec I.D., Kurenkov E.L., Kofanov R.V. Vliyanie haraktera morfologicheskih izmenenij slizistoj obolochki srednego uha na techenie reparativnyh processov v neotimpanal’noj membrane pri rekonstruktivno-saniruyushchej operacii u bol’nyh s hronicheskim srednim otitom. Vestnik otorinolaringologii. 2007; (5):11–14. (in Russian)].

15. Зырянова К.С., Дубинец И.Д., Ершова И.Д., Коркмазов М.Ю. Стартовая терапия острого среднего отита у детей. Врач. 2016;1: 43–45. [ (in Russian)].

16. Коркмазов М.Ю. Хронические тонзиллиты и анализ физических методов воздействия. Вестник оториноларингологии. 2006;5: 299–300. [Zyryanova K.S., Dubinec I.D., Ershova I.D., Korkmazov M. YU. Startovaya terapiya ostrogo srednego otita u detej. Vrach. 2016;1: 43–45. (in Russian)].

17. Зырянова К.С., Дубинец И.Д., Коркмазов М.Ю., Солодовник А.В. Дифференцированный подход к лечению экссудативного среднего отита с применением мукорегулирующей терапии в детском возрасте. Российская оториноларингология. 2014; 2 (69): 31–34. [Zyryanova K.S., Dubinec I.D., Korkmazov M. YU., Solodovnik A.V. Differencirovannyj podhod k lecheniyu ekssudativnogo srednego otita s primeneniem mukoreguliruyushchej terapii v detskom vozraste. Rossijskaya otorinolaringologiya. 2014; 2 (69): 31–34. (in Russian)].

18. Гизингер О.А., Коркмазов М.Ю., Щетинин С.А. Анамнестические особенности детей с хроническим аденоидитом. Российская оториноларингология. 2017; 3: 24–29. [Gizinger O.A., Korkmazov M. YU., Shchetinin S .A. Anamnesticheskie osobennosti detej s hronicheskim adenoiditom. Rossijskaya otorinolaringologiya. 2017; 3: 24–29. (in Russian)].

19. Богомильский М.Р., Радциг Е.Ю., Булынко Я.Е., Орлова О.С. К вопросу о ранней диагностике нарушений голоса у детей. Российская оториноларингология. 2022;21 (3):25–31. [Bogomil’skij M. R., Radcig E.Y. U., Bulynko YA. E., Orlova O.S. K voprosu o rannej diagnostike narushenij golosa u detej. Rossijskaya otorinolaringologiya. 2022;21 (3):25–31. (in Russian)].

20. Higgins M.B., McCleary E. A., Ide-Helvie D.L., Carney A.E. Speech and voice physiology of children who are hard of hearing. Ear Hear. 2005 Dec;26 (6):546–58

21. Szkielkowska A, Ratynska J, Skarzynski H, Michalak T. The acoustic structure of the voice in children considered for the treatment of partial deafness. Journal of the Science of Hearing. 2012; (2):75–80.

22. Мауенова М.М., Рахметова А.М. Особенности введения ребенка с нарушением слуха в общеобразовательную среду массовой школы. Карагандинский государственный университет имени Е.А. Букетова, Журнал актуальные исследования. 2020;12 (9):104–107. [Mauenova M.M., Rahmetova A.M. Osobennosti vvedeniya rebenka s narusheniem sluha v obshcheobrazovatel’nuyu sredu massovoj shkoly. Karagandinskij gosudarstvennyj universitet imeni E.A. Buketova, ZHurnal aktual’nye issledovaniya. 2020;12 (9):104–107 (in Russian)].

23. Manning W.H., Moore J.N., Dunham M.J. et al. Vowel production in a prelinguistic child following cochlear implantation. J Am Acad Audiol. 1992 Jan;3 (1):16–21.

24. Kirk KI, Hill-Brown C. Speech and language results in children with a cochlear implant. Ear Hear. 1985 May-Jun;6 (3 Suppl):36S-47S.

25. Дайхес НА. Междисциплинарный подход и новые технологии в научно-клиническом развитии оториноларингологии. Вестник Российской академии наук. 2021;91 (7):660–666. [Dajhes NA. Mezhdisciplinarnyj podhod i novye tekhnologii v nauchno-klinicheskom razvitii otorinolaringologii. Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2021;91 (7):660–666. (in Russian)].

26. Свистушкин В.М., Никифорова Г.Н., Побиванцева А.А. Диагностика и лечение дисфоний на современном этапе. Медицинский совет. 2020; (6):72–76. [Svistushkin V.M., Nikiforova G.N., Pobivanceva A.A. Diagnostika i lechenie disfonij na sovremennom etape. Medicinskij sovet. 2020; (6):72–76. (in Russian)].

27. Прилепко, Ю. В., Алексеева М.Н., Целовальник М.В. Нарушения голоса у лиц голосоречевых профессий. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18 (4): 80–86. [Prilepko, YU.V., Alekseeva M.N., Celoval’nik M.V. Narusheniya golosa u lic golosorechevyh professij. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2024;18 (4): 80–86. (in Russian)].

28. Коркмазов М.Ю., Корнова Н.В., Ленгина М.А., Смирнов А.А., Коркмазов А.М., Дубинец И.Д. Эффективная антибактериальная терапия внебольничной оториноларингологической респираторной инфекции (клиническое описание). Медицинский совет. 2022;16 (20):73–81. [Korkmazov M. YU., Kornova N.V., Lengina M.A., Smirnov A.A., Korkmazov A.M., Dubinec I.D. Effektivnaya antibakterial’naya terapiya vnebol’nichnoj otorinolaringologicheskoj respiratornoj infekcii (klinicheskoe opisanie). Medicinskij sovet. 2022;16 (20):73–81. (in Russian)].

29. Дубинец И.Д., Коркмазов М.Ю., Коркмазов А.М. и др. Сравнительный анализ характера и динамики хирургического лечения пациентов с хроническим средним отитом по данным ЛОР отделения города Челябинска. Вестник оториноларингологии. 2017; 5:64–65. Dubinec I.D., Korkmazov M. YU., Korkmazov A.M. i dr. Sravnitel’nyj analiz haraktera i dinamiki hirurgicheskogo lecheniya pacientov s hronicheskim srednim otitom po dannym LOR otdeleniya goroda CHelyabinska. Vestnik otorinolaringologii. 2017; 5:64–65. [ (in Russian)].

30. Коркмазов М.Ю., Дубинец И.Д., Ленгина М.А. и др. Отдельные показатели иммунологической реактивности при хирургической альтерации лор-органов. Российский иммунологический журнал. 2022; 25 (2): 201–206. [Korkmazov M. YU., Dubinec I.D., Lengina M.A. i dr. Otdel’nye pokazateli immunologicheskoj reaktivnosti pri hirurgicheskoj al’teracii lor-organov. Rossijskij immunologicheskij zhurnal. 2022; 25 (2): 201–206. (in Russian)].

31. Дубинец И.Д., Коркмазов М.Ю., Синицкий А.И. и др. Изменение элементного состава височной кости у пациентов с хроническим гнойным средним отитом. Вестник оториноларингологии. 2020;85 (5):44–50.. [Dubinec I.D., Korkmazov M. YU., Sinickij A.I. i dr. Izmenenie elementnogo sostava visochnoj kosti u pacientov s hronicheskim gnojnym srednim otitom. Vestnik otorinolaringologii. 2020;85 (5):44–50. (in Russian)].

32. Осипенко Е.В., Карнеева О.В., Ким И.А. и др. Результаты проспективного наблюдательного исследования эффективности комплексного лекарственного препарата гомеовокс у взрослых пациентов с различными видами дисфоний. Вестник оториноларингологии. 2022;87 (4):71–78. [Osipenko E.V., Karneeva O.V., Kim I.A. i dr. Rezul’taty prospektivnogo nablyudatel’nogo issledovaniya effektivnosti kompleksnogo lekarstvennogo preparata gomeovoks u vzroslyh pacientov s razlichnymi vidami disfonij. Vestnik otorinolaringologii. 2022;87 (4):71–78. (in Russian)].

33. Степанова Ю.Е., Готовяхина Т.В., Корнеенков А.А., Корень Е.Е. Комплексное лечение дисфоний у лиц голосоречевых профессий. Вестник оториноларингологии. 2017; 3: 48–53. [Stepanova YU.E., Gotovyahina T.V., Korneenkov A.A., Koren’ E.E. Kompleksnoe lechenie disfonij u lic golosorechevyh professij. Vestnik otorinolaringologii. 2017; 3: 48–53. (in Russian)].

34. Карнеева О.В., Рязанцев С.В., Радциг Е.Ю., Ким И.А. Возможности клинической гомеопатии в комплексной терапии острых воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей. Методические рекомендации. М., С-П., 2017: 40 с. [Karneeva O.V., Ryazancev S.V., Radcig E. YU., Kim I.A. Vozmozhnosti klinicheskoj gomeopatii v kompleksnoj terapii ostryh vospalitel’nyh zabolevanij verhnih dyhatel’nyh putej. Metodicheskie rekomendacii. M., S-P., 2017: 40 s. (in Russian)].

35. Селькова Е.П., Богомильский М.Р., Гаращенко Т.И., Радциг Е.Ю., Лапицкая А.С. Гомеопатические препараты в лечении симптомов острых респираторных заболеваний. Consilium medicum. 2007;9 (10):83–89. [Sel’kova E. P., Bogomil’skij M. R., Garashchenko T.I., Radcig E. YU., Lapickaya A.S. Gomeopaticheskie preparaty v lechenii simptomov ostryh respiratornyh zabolevanij. Consilium medicum. 2007;9 (10):83–89. (in Russian)].

36. Коркмазов М.Ю., Зырянова К.С., Дубинец И.Д., Корнова Н.В. Оптимизация педагогического процесса на кафедре оториноларингологии. Вестник оториноларингологии. 2014; 1:82–85. [Korkmazov M. YU., Zyryanova K.S., Dubinec I.D., Kornova N.V. Optimizaciya pedagogicheskogo processa na kafedre otorinolaringologii. Vestnik otorinolaringologii. 2014; 1:82–85. (in Russian)].

Правильное становление голоса и речи играют важную роль в социальной адаптации детей. Как показывают клинические наблюдения и статистические данные, распространенность голосовых расстройств в детском возрасте неуклонно растет в период эпидемиологических сезонов острой вирусной инфекции (ОРВИ) и гриппа [1,2]. В то же время причинами нарушения голоса не всегда являются ОРВИ и грипп, они могут развиваться вследствие различных патологических состояний голосообразующих органов, неврологических заболеваний [3–6]. При затяжном течении дисфонии негативно сказываются на общем развитии и нервно-психическом состоянии детей и подростков, формировании их личности и адаптации среди сверстников [7–10]. Наиболее частым симптомом поражения гортани является дисфония, которая наблюдается при различных заболеваниях как гортани, так и при коморбидной патологии лор-органов и дыхательных путей [11–14]. Дисфонии могут наблюдаться и при заболеваниях близко расположенных органов, например обострения хронических аденоидитов, отитов, тонзиллитов и т. д. [15–18].

К нарушениям голоса относят отсутствие или расстройство фонации вследствие функциональных или паталогических воспалительных изменений голосового аппарата [19]. Причины развития функциональных дисфоний у детей разнообразны. Наиболее частой из них является перенапряжение голоса при неправильном механизме фонации и артикуляции [20]. Проявляется ларингеальной недостаточностью, которая выражается в ограничении высотных и силовых характеристик, что выражается хрипотой, осиплостью и/или вокальным тремором после перенесенных острых респираторных инфекций [19,21]. По литературным данным, описаны 3 возрастные группы, где наиболее часто встречаются различные дисфонии: 2–5 лет (36,2 %), 5–9 лет (24,7 %) и подростков [2, 19,]. Причем охриплость расценивалась как индивидуальная особенность голоса в 15,6 % наблюдений, в 10,7 % — игнорировалась, а в 20,2 % осмотр гортани откладывался до школьного возраста, что удлиняло время до постановки диагноза и начала лечения (от нескольких недель до 2 лет) [19]. Реже описаны такие симптомы, как гнусавость (4,8 %), кашель (4,8 %), отсутствие голоса (2,4 %), поперхивание при разговоре (1,2 %), которые беспокоили самих пациентов и/или их родителей. Педагоги были недовольны быстрой утомляемостью и качеством звучания голоса (слабый, грубый, громкий и т. д.) (9,6 %) у детей и подростков [21]. В данном контексте актуально изучить проявления дисфонии у лиц с ограниченными возможностями по слуху. По состоянию слуха различают детей неслышащих (страдающих глухотой) и слабослышащих (страдающих тугоухостью) [22]. Слабослышащие — слышат речь, однако с трудом воспринимают отдельные сложные фразы [23]. Кроме того, детский возраст — это активное слухоречевое развитие. Дети с ограниченными возможностями по слуху на фоне дисфонии испытывают дополнительную психоэмоциональную нагрузку, что приводит к дефектам слухоречевого развития, что выражается ограничением самостоятельности речи с выпадениями отдельных слогов, нарушениях звукопроизношения, искажениями построения фраз [24]. Охриплость как наиболее частая жалоба, по мнению пациента, не является болезнью, а значит, не требует лечения. Однако нарушениям голоса и голосовых характеристик более подвержены дети и подростки, что оказывает бесспорное влияние на дальнейшее развитие потенциала личности ребенка, а также на уровень его социализации в иерархии общественных отношений [25]. Дети с ограниченными возможностями по слуху обучаются в условиях специализированной коррекционной слухоречевой реабилитации, где с ними занимаются учителя, учителя-дефектологи, логопеды, фонопеды. Установлено, что у лиц, чья профессиональная деятельность предполагает значительную голосовую нагрузку, дисфонии встречаются в 1,4 раза чаще, чем в общей популяции [26]. Однако, несмотря на такую высокую встречаемость голосовых расстройств, лишь относительно небольшое число пациентов обращаются к врачу, тем не менее экономические потери могут быть значительными, в основном за счет нетрудоспособности [27].

Для Цитирования:
Дубинец Ирина Дмитриевна, Дубинец Оксана Александровна, Патракова Мария Сергеевна, Казакова Дарья Витальевна, Кириллов Евгений Сергеевич, Лечение дисфоний у специалистов коррекционных школ слухоречевой реабилитации и слабослышащих детей применением антигомотоксической терапии. Терапевт. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: