− Роман Александрович, расскажите, пожалуйста, про специфику пивного производства.
– Одной из особенностей в целом пивоваренной отрасли является сезонность. Не секрет, что пиво пьют больше летом, поэтому и объем производства в летние месяцы в несколько раз больше, чем в зимние. Другими словами, мы не можем загрузить оборудование полностью и равномерно в течение всего года, и если говорить определениями бережливого производства, для нас это дополнительный источник потерь.
Другой спецификой является длительное время производства пива. В среднем процесс длится 2–3 недели и включает в себя те же этапы, что и 100 лет назад – варка сусла, брожение, дображивание, фильтрация и розлив в упаковку. Самыми продолжительными периодами являются брожение и дображивание, которые остались неизменными за всю историю пивоварения, потому что в их основе лежит деятельность живых организмов – дрожжей.
Вообще, производство пива – это пищевое производство, и оно должно отвечать всем требованиям к безопасности и качеству пищевой продукции. Отсюда строжайшие правила санитарии и гигиены в цехах, контроль качества на каждом этапе производства, включая сырье, упаковочные материалы и готовую продукцию, в том числе и на полках магазинов. Качество для нас – это приоритет № 1. Достаточно сказать, что мы осуществляем его контроль более чем по 100 параметрам.
− Почему есть потенциал для внедрения Lean-технологий на пивном производстве?
– Думаю, нет в мире предприятия, на котором все процессы выстроены идеально. Философия постоянного улучшения Kaizen, которая является важным элементом бережливого производства, учит нас, что «нет предела совершенству». Рынок пива сейчас чрезвычайно конкурентная среда, и удержать позиции или, тем более, вырасти на нем, без постоянного повышения клиентского сервиса и операционной эффективности, просто невозможно. Требование становиться лучше – это и есть потенциал для внедрения Lean. Путь улучшения через использование технологий бережливого производства был выбран на уровне всей группы компаний Carlsberg, куда входит и «Балтика». Это понятно – данный подход успешно работает во многих отраслях и является популярным инструментом управления предприятием.