По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 712.01; 712.03; 712.25

Ландшафты музеев-заповедников как предмет землеустроительной музеефикации

Трубицына Н. А. аспирант кафедры архитектуры, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, E-mail: natu.natuca@yandex.ru

В статье рассматриваются вопросы формирования и сохранения ландшафтов музеев-заповедников, являющихся исторической и художественной ценностью. Приводится классификация таких ландшафтов в диапазоне от природных до архитектурных (ландшафтов застройки).

Литература:

1. Актуальные проблемы ландшафтного планирования // Материалы Всероссийской конференции / отв. ред К. Н. Дьяконов. — М.: Изд-во Моск. унта, 2011. С. 130–134. Ландшафтное планирование музеев-заповедников (на примере булгарского музея-заповедника).

2. http://ritsapark.ru/o-parke/item/153-funktsionalnoe-rajonirovanie

3. Лимонад М. Ю. и др. Актуальные и малоизученные проблемы архитектуры зданий, сооружений и комплексов. Избранные проблемы архитектурной типологии Основы общей теории архитектуры в дисциплине «Проблемы композиции в архитектуре и дизайне среды»: учеб. пособие. — М.: ШАССИ, 2016. — 520 с.

4. Лимонад М. Ю., Трубицына Н. А., Антонов С. О. Концепция Парка-музея «Подмосковная Палестина». — М.: ГУЗ, 2014. — 40 с.

5. Лимонад М. Ю., Трубицына Н. А. и др. Словарь современных архитектурно-ландшафтных терминов. — М.: ГУЗ, 2014. — 653 с.

6. Лимонад М. Ю., Трубицына Н. А. О ландшафтном архитектурном языке // Архитектон: известия вузов. — 2014. — № 48.

7. Лимонад М. Ю., Трубицына Н. А., Антонов С. О. Музей-заповедник Пальмира в Сирии. Концепция и проектные предложения по созданию музея-заповедника и воссозданию утраченных памятников архитектуры. — М.: ВТК «Убрус», 2016. — 72 с.

Среди вопросов, которыми занимается землеустроительная наука, современной и актуальной стороной исследований становится выявление и формирование музеефицированных ландшафтов в музеях-заповедниках.

Музеи-заповедники (далее М-З) — явление, возникшее в России в ходе ряда последовательных исторических событий. Изначально понятие «заповедник» относилось только к природным объектам, включая и охотничьи угодья. Такая ситуация сохранялась вплоть до начала ХХ в. Постановлениями Совета Министров СССР официальный статус государственного музея-заповедника с конца 50‑х гг. ХХ в. стал присваиваться музеям, организованным на базе старых коллекций, имеющим давние традиции музеефикации значительного числа архитектурных памятников и ансамблей. Одной из главных функций любого М-З выступает охрана ландшафтов — целостных историкокультурных и природных территориальных комплексов, включающих в себя локальные памятники и их ансамбли, исторически характерные типы застройки и объекты ландшафтной архитектуры. Природное окружение, в котором находятся недвижимые экспонаты М-З, также наравне с экспозицией являются ценными объектами наследия и относятся к культурным ландшафтам. Разнообразные формы, демонстрирующие взаимодействие и взаимообусловленность природных и культурных объектов, явлений и феноменов, и составляют «культурный ландшафт» как один из элементов историко-культурного наследия.

Культурный ландшафт — совместный труд человека и природы, природно-культурный территориальный комплекс, с учетом конкретных физико-географических и культурно-исторических условий. Архитектурный ансамбль и природное окружение имеют прямую и обратную связь и взаимовлияние. Крупные М-З, находящиеся в центре уникального культурного ландшафта, неотделимы друг от друга, поэтому необходимо прикладывать все усилия для сохранения, возрождения и сохранения уникального ландшафта, что не даст возможности утратить его исторический архетип.

Многие М-З возникли на основе кремлей и монастырей, признанных памятниками культурного наследия. Окружающие кремли и монастыри территории, как правило, представляют собой ценную историческую среду, сочетающую исторический ландшафт и постройки, характеризующие эпоху и быт своего времени. Они создают архитектурно-ландшафтную ткань основного памятника архитектуры. Установлено, что подобные окружающие территории сами становятся архитектурными, градостроительными и ландшафтными памятниками. Таким образом, искусственно созданный территориальный комплекс из природных компонентов и имитирующий природное окружение является произведением ландшафтной архитектуры, равно как и комплекс ценной исторической застройки в его природном окружении.

Для Цитирования:
Трубицына Н. А., Ландшафты музеев-заповедников как предмет землеустроительной музеефикации. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: