Для большинства населения всех стран работа является основным источником средств существования, именно поэтому государство должно заботиться о разумной государственной политике в сфере занятости населения. Необходимость именно разумной политики обусловлена непростыми социальными явлениями, происходящими во всех странах: ростом масштабов бедности, ростом безработицы, увеличением числа банкротств компаний, особенно средних и мелких, потерей работы миллионами трудоспособных граждан [1].
Акты МОТ и иных международных организаций направлены на разрешение проблем занятости в правовом русле, при соблюдении принципов справедливости, законности и достойного труда. Международные стандарты в сфере занятости определены в актах ООН, в целом ряде Конвенций и Рекомендаций МОТ, Совета Европы, СНГ, ЕАЭС и др. Одними из первых следует отметить Конвенцию № 122 и Рекомендацию № 122 о политике в области занятости (1964); Конвенцию № 168 и Рекомендацию № 176 о содействии занятости и защите от безработицы (1988); Конвенцию № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983); и др. [2].
Конституция Российской Федерации закрепляет конституционное право граждан на защиту от безработицы (ст. 37). Дальнейшее закрепление и развитие это право получило в Трудовом кодексе Российской Федерации (ст.ст. 2, 3, 4, 24, 210). Одними из основных принципов регулирования трудовых и связанных с ними отношений ТК РФ называет право на свободный выбор труда и рода занятий, равенство прав и возможностей работников, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве, запрет принудительного труда и дискриминации.
С 20 ноября 2024 г. вступили в действие изменения, внесенные в ст. 5.42 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и устанавливающие новые основания для привлечения к ответственности, новых субъектов ответственности и новые размеры штрафов за нарушение прав инвалидов. Они обусловлены изменениями в законодательстве о занятости по вопросам защиты прав инвалидов в этой сфере.