По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Квартет на детскую тему

Ключевые слова:

В беседе, обзор которой мы подготовили, участвовали трое: Елена Медведева (журнал «Музей») и кураторы Бюро «Арт Терра» — Мария Коростелева и Олег Николаев, создавшие множество художественных проектов детских музейных экспозиций. Но с нами незримо присутствовала и исполнительный директор Центра развития музейного дела и многолетний руководитель фестиваля музейных программ «Детские дни в Петербурге» Дарья Агапова, к статье и мнению которой о современном детском музее мы обращались.

— Коллеги, как вы относитесь к мнению Дарьи Агаповой, что сегодня «те качества детского музея, которые делали его альтернативным, утратили свою исключительность»1, поскольку «выставки и программы взрослого музея все чаще создаются как многоуровневые и многослойные» и адресуются взрослым и детям одновременно. Означает ли это, что время детского музея прошло, и специальные экспозиции для детей больше не актуальны?

— Это зависит от того, где находится детский музей — в большом или в маленьком городе, есть ли в нем такая семейная экспозиция, рассчитанная на всех. Мы частенько задумываемся, чем же детское экспозиционное пространство отличается от взрослого? Главное, чтобы и то, и другое было интересным, но по привычке в музеях оставляют возможность взрослой экспозиции быть скучной, академической. Это неправильно, это все равно уйдет.

— И все же существуют вещи, которые обязательны для детского экспозиционного пространства, но в меньшей степени обязательны для взрослого.

— Идеальный универсальный музейный дизайн предполагает наряду со взрослым специальный уровень для ребенка, но создать его гораздо сложнее, нежели отдельное пространство, ориентированное на потребности детей. Если говорить о художественной концепции детской экспозиции, то здесь границы более или менее понятны: ее сложно построить только на познавательных, эвристических схемах. На наш взгляд, детский музей требует тотальной художественной среды, в которую ребенок должен погрузиться, чтобы понять и «прожить» то, что ему хотят рассказать. Во взрослых музеях это тоже иногда необходимо, но не обязательно, тогда как для детских экспозиций — это одна из самых важнейших их характеристик.

— В статье Д. Агаповой, которую я цитировала, есть замечание и к этому аспекту нашего разговора: «Костюмированное ‘‘погружение в прошлое’’, на которое так часто делают ставку музейные педагоги (не только в России), смещается в зону туристических суррогатов <…>, но концептуальный поиск ведется современным музеем в совершенно другом направлении — в сфере актуализации наследия». Известны ли вам примеры детских экспозиций, которые ставят перед собой такие задачи, т.е. помогают маленькому человеку осмысливать наследие в широком историческом и культурном контексте?

Для Цитирования:
Квартет на детскую тему. Музей. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: