Квалиметрия сформировалась в свое время (1968 г.) как раздел метрологии. При этом если метрология — это наука об измерении физических величин, то квалиметрия — это научная дисциплина, предметом которой являются количественные методы оценки качества (показатели назначения, надежности, эргономические, эстетические и др.).
Каждый объект может быть рассмотрен с двух сторон: что собой представляет данный объект и каково его качество. Измерение характеристик сущности объекта — задача метрологии. Измерение степени соответствия качества объекта требованиям потребителей — задача квалиметрии. Решая проблему измерения точной и объективной характеристики качества продукции, квалиметрия составляет теоретическое ядро как основу всей науки о качестве.
Возникновение квалиметрии, составной части науки о качестве, можно рассматривать как проявление общего и закономерного процесса расширения сферы использования количественных методов в научной и вообще познавательной деятельности. Это то, о чем говорил Д. И. Менделеев: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять», до него — Галилей: «Надо измерять все измеряемое и делать измеряемым то, что пока еще не поддается измерению», а еще раньше — Платон: «Если исключить из любой науки математику и измерения, то немного после этого в ней останется».
Как известно, общие подходы к оценке категорий, которые представляют ценность для человека: духовных, этических, материальных, — определяются и формулируются теорией ценностей, именуемой аксиологией. Квалиметрические оценки, включаемыев расчеты экономической эффективности, помогают обеспечить сопоставимость сравниваемых вариантов и, таким образом, повышают точность этих расчетов. Квалиметрия обеспечивает получение данных, которые необходимы для использования в теории экономической эффективности.
В наше время, по существу, ту же мысль, только несколько иначе, выразил отечественный математик Д. Б. Юдин (1919–2006): «Качество — это еще не познанное количество».