По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377.112:349.222.2

Квалификационные характеристики и требования к педагогическим работникам среднего профессионального образования (СПО)

Воронина Алла Аркадьевна канд. юрид. наук, доцент, заведующая кафедрой права, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург

К педагогическим работникам, осуществляющим подготовку по программам профессионального обучения в организациях СПО, отнесены должности преподавателя и мастера производственного обучения. Изменения в системе профессионального образования последних лет вызывают определенный интерес у исследователей и практических работников, в том числе и по проблемам кадрового обеспечения и развития кадрового потенциала в организациях СПО [1, 2].

Литература:

1. Жуков Г.Н. Кадровый потенциал системы среднего профессионального образования. – Вестник УМО по ППО. – 2015. – № 2 (49). – С. 47–59.

2. Скороходова В.А. Проблемы и перспективы реализации программы кадрового развития в учреждении СПО. Череповецкие научные чтения. – Сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конференции. – 2015. – С. 210–213.

3. Гитман Е.К, Торбеева А.П. Повышение профессионально-педагогической компетентности мастера производственного обучения как социально-педагогическая проблема. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 10 (18). – С. 27.

4. Жуков Г.Н. Мастер производственного обучения: компетентностная модель. // Профессиональное образование. Столица. – 2013. – № 5. – С. 14–17.

5. Мельник М.В., Ямпольский В.М. Анализ системы подготовки будущих педагогов-инженеров по специальности «Мастер производственного обучения для сварочного производства» // Заготовительные производства в машиностроении. – 2014. – № 5. – С. 39–41.

6. Сопин В.И., Варковецкая Г.Н., Дитяткина Л.А. Концепция подготовки к педагогической деятельности педагогических работников профессиональных образовательных организаций, не имеющих базового профессионально-педагогического образования. – Санкт-Петербург: Институт педагогического образования и образования взрослых, 2015.

7. Новиков П.Н., Новикова Т.Р. Профессиональный стандарт: анализ основных понятий. // Профессиональное образование. Столица. – 2015. – № 3. – С. 12–13.

8. Панова С.А. Реализация профессиональных стандартов на территории России. Сборник материалов 14-й региональной науч.-практ. конференции «Управление экономическим развитием регионов: анализ тенденций и перспективы развития». – 2016. – С. 158–159.

9. Демченко М.В. Порядок применения профессиональных стандартов. Пробелы в российском законодательстве. – 2016. – С. 236–240.

10. Толстокулакова М.С. Профессиональные стандарты как новое кадровое требование. Сборник материалов Международной науч.-практ. конференции «Фундаментальные и прикладные науки – основа современной инновационной системы». – 2015. – С. 153–156.

11. Головина С.Ю. Трудовое право: учебник для бакалавров / С.Ю. Головина, Ю.А. Кучина. – М.: Юрайт, 2012. – С. 106.

В разные годы к проблемам профессиональной подготовки и особенностям деятельности мастеров производственного обучения обращались прежде всего специалисты в области профессиональной педагогики [3, 4, 5]. В то же время в исследованиях практически отсутствует правовая составляющая, хотя решение многих вопросов, связанных с трудом педагогических работников СПО, лежит именно в правовой плоскости, что и обосновывает необходимость рассмотрения вопросов кадрового обеспечения среднего профессионального образования с правовых позиций.

Квалификационные характеристики и требования для названных категорий работников содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее – ЕКС), утвержденном Приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761 (в ред. от 31.05.2011).

Согласно этому документу квалификационным требованием по должности мастер производственного обучения является наличие высшего профессионального или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

По должности преподаватель квалификационным требованием является наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу.

Данные квалификационные требования представляются обоснованными, поскольку мастера производственного обучения и преподаватели (прежде всего профессиональных дисциплин) должны не только обладать высоким профессиональным уровнем по направлению подготовки, но и уметь обучить других, а для этого необходимо иметь соответствующую педагогическую подготовку. Однако на практике далеко не все работающие мастера и преподаватели соответствуют данному квалификационному требованию.

Для Цитирования:
Воронина Алла Аркадьевна, Квалификационные характеристики и требования к педагогическим работникам среднего профессионального образования (СПО). Вопросы трудового права. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: