В разные годы к проблемам профессиональной подготовки и особенностям деятельности мастеров производственного обучения обращались прежде всего специалисты в области профессиональной педагогики [3, 4, 5]. В то же время в исследованиях практически отсутствует правовая составляющая, хотя решение многих вопросов, связанных с трудом педагогических работников СПО, лежит именно в правовой плоскости, что и обосновывает необходимость рассмотрения вопросов кадрового обеспечения среднего профессионального образования с правовых позиций.
Квалификационные характеристики и требования для названных категорий работников содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее – ЕКС), утвержденном Приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761 (в ред. от 31.05.2011).
Согласно этому документу квалификационным требованием по должности мастер производственного обучения является наличие высшего профессионального или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
По должности преподаватель квалификационным требованием является наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу.
Данные квалификационные требования представляются обоснованными, поскольку мастера производственного обучения и преподаватели (прежде всего профессиональных дисциплин) должны не только обладать высоким профессиональным уровнем по направлению подготовки, но и уметь обучить других, а для этого необходимо иметь соответствующую педагогическую подготовку. Однако на практике далеко не все работающие мастера и преподаватели соответствуют данному квалификационному требованию.