По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377.112:349.222.2

Квалификационные характеристики и требования к педагогическим работникам среднего профессионального образования (СПО)

Воронина Алла Аркадьевна канд. юрид. наук, доцент, заведующая кафедрой права, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург

К педагогическим работникам, осуществляющим подготовку по программам профессионального обучения в организациях СПО, отнесены должности преподавателя и мастера производственного обучения. Изменения в системе профессионального образования последних лет вызывают определенный интерес у исследователей и практических работников, в том числе и по проблемам кадрового обеспечения и развития кадрового потенциала в организациях СПО [1, 2].

Литература:

1. Жуков Г.Н. Кадровый потенциал системы среднего профессионального образования. – Вестник УМО по ППО. – 2015. – № 2 (49). – С. 47–59.

2. Скороходова В.А. Проблемы и перспективы реализации программы кадрового развития в учреждении СПО. Череповецкие научные чтения. – Сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конференции. – 2015. – С. 210–213.

3. Гитман Е.К, Торбеева А.П. Повышение профессионально-педагогической компетентности мастера производственного обучения как социально-педагогическая проблема. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 10 (18). – С. 27.

4. Жуков Г.Н. Мастер производственного обучения: компетентностная модель. // Профессиональное образование. Столица. – 2013. – № 5. – С. 14–17.

5. Мельник М.В., Ямпольский В.М. Анализ системы подготовки будущих педагогов-инженеров по специальности «Мастер производственного обучения для сварочного производства» // Заготовительные производства в машиностроении. – 2014. – № 5. – С. 39–41.

6. Сопин В.И., Варковецкая Г.Н., Дитяткина Л.А. Концепция подготовки к педагогической деятельности педагогических работников профессиональных образовательных организаций, не имеющих базового профессионально-педагогического образования. – Санкт-Петербург: Институт педагогического образования и образования взрослых, 2015.

7. Новиков П.Н., Новикова Т.Р. Профессиональный стандарт: анализ основных понятий. // Профессиональное образование. Столица. – 2015. – № 3. – С. 12–13.

8. Панова С.А. Реализация профессиональных стандартов на территории России. Сборник материалов 14-й региональной науч.-практ. конференции «Управление экономическим развитием регионов: анализ тенденций и перспективы развития». – 2016. – С. 158–159.

9. Демченко М.В. Порядок применения профессиональных стандартов. Пробелы в российском законодательстве. – 2016. – С. 236–240.

10. Толстокулакова М.С. Профессиональные стандарты как новое кадровое требование. Сборник материалов Международной науч.-практ. конференции «Фундаментальные и прикладные науки – основа современной инновационной системы». – 2015. – С. 153–156.

11. Головина С.Ю. Трудовое право: учебник для бакалавров / С.Ю. Головина, Ю.А. Кучина. – М.: Юрайт, 2012. – С. 106.

В разные годы к проблемам профессиональной подготовки и особенностям деятельности мастеров производственного обучения обращались прежде всего специалисты в области профессиональной педагогики [3, 4, 5]. В то же время в исследованиях практически отсутствует правовая составляющая, хотя решение многих вопросов, связанных с трудом педагогических работников СПО, лежит именно в правовой плоскости, что и обосновывает необходимость рассмотрения вопросов кадрового обеспечения среднего профессионального образования с правовых позиций.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Квалификационные характеристики и требования для названных категорий работников содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее – ЕКС), утвержденном Приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761 (в ред. от 31.05.2011).

Согласно этому документу квалификационным требованием по должности мастер производственного обучения является наличие высшего профессионального или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

По должности преподаватель квалификационным требованием является наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу.

Данные квалификационные требования представляются обоснованными, поскольку мастера производственного обучения и преподаватели (прежде всего профессиональных дисциплин) должны не только обладать высоким профессиональным уровнем по направлению подготовки, но и уметь обучить других, а для этого необходимо иметь соответствующую педагогическую подготовку. Однако на практике далеко не все работающие мастера и преподаватели соответствуют данному квалификационному требованию.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА

Согласно условиям экспертного опроса руководителей образовательных организаций и анкетного опроса преподавателей в рамках госзадания была «экспертирована» профессиональная деятельность преподавателей, не имеющих высшего профессионально-педагогического образования.

Эти же преподаватели стали фокусгруппой и социологической части государственного задания. В социологическим опросе приняли участие 480 человек (причем из них 86,8% представители образовательных организаций СПО, которые осуществляют подготовку по рабочим специальностям, не осуществляют – 13,2% организаций), из них 15,6% составили преподаватели общеобразовательных дисциплин, 67,6% – преподаватели специальных дисциплин, 12,1% – мастера производственного обучения. Среди респондентов 22% мужчины, 78% – женщины. По возрасту опрошенных получены следующие результаты:

• младше 25 лет – 2,8%;

• 25–35 лет – 21,8%;

• 36–45 лет – 32,2%;

• 46–55 лет – 30,3%;

• 55–65 лет – 12,5%;

• старше 65 лет – 0,5%.

Результаты опроса показали, что 42,3% опрошенных пришли в систему СПО с производства, 25,7% – после окончания профессионального учебного заведения, 11,1% – из других организаций, 8,6% – после работы в вузе и 12,3% – после работы в школе.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Для решения вопроса обеспечения соответствия преподавателей и мастеров производственного обучения квалификационным требованиям работодателю (образовательной организации) необходимо обеспечить прохождение такими работниками подготовки по соответствующей программе дополнительного образования. В связи с этим заслуживает внимания Концепция подготовки к педагогической деятельности педагогических работников профессиональных образовательных организаций, не имеющих базового профессионально-педагогического образованиях [6].

В то же время ЕКС (п. 9 Общих положений) установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Единый квалификационный справочник не единственный источник правового регулирования квалификационных требований и характеристик по рассматриваемым категориям работников. Приказом Минтруда РФ от 8.09.2015 № 608н утвержден профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (вступивший в силу 01.01.2017), в котором предусмотрены наряду с другими преподавателями системы профессионального образования трудовые функции и по должностям преподавателя и мастера производственного обучения. Профессиональные стандарты для России – достаточно новое правовое явление, требующее осмысления и соблюдения порядка введения и применения, вызвавшее научный интерес как у правоведов, так и применителей стандартов [7–10]

Именно на основании данных этого стандарта и были разработаны признаки, по наличию или отсутствию которых руководителям образовательных организаций, их заместителям и преподавателям-методистам можно было провести экспертизу готовности преподавателей к осуществлению различных видов профессиональной деятельности.

С точки зрения профессиональной педагогики и с правовой точки зрения совмещение в одном профессиональном стандарте единых требований к профессиональной деятельности множества различных категорий работников разных уровней системы профессионального образования представляется не совсем оправданным.

Кроме того, следует отметить, что мастер производственного обучения есть специфическая категория, не относящаяся к педагогу (преподавателю) в традиционном понимании. Исходя из специфики деятельности и стоящих перед мастером производственного обучения задач с учетом современных вызовов, представляется необходимым выделить профессиональный стандарт мастера производственного обучения в самостоятельный нормативный правовой акт.

ПРОФСТАНДАРТ: ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ

Названный профессиональный стандарт включает в себя 4 раздела, в том числе описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), и характеристика обобщенных трудовых функций.

Видом профессиональной деятельности в профессиональном стандарте указана педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании.

Основной целью вида профессиональной деятельности является организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ.

В профессиональном стандарте выделены обобщенные трудовые функции и составляющие их трудовые функции для каждой категории работников с указанием должностей. Кроме того, выделены требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе. Применительно к рассматриваемым категориям работников установлены не только требования к образованию, как ЕСК, но и к обучению, т.е. к повышению имеющейся квалификации. Таким образом, профессиональный стандарт устанавливает и требования к дальнейшему профессиональному развитию.

Так, для мастера производственного обучения установлена необходимость наличия среднего профессионального образования (по программам подготовки специалистов среднего звена) или высшее образование (уровня бакалавриат), дополнительного профессионального образования – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, что содержательно соответствует квалификационным требованиям, установленным ЕКС. Для преподавателя требования к образованию практически совпадают с требованиями, предъявляемым к мастерам производственного обучения, но имеется указание, что направление (профиль) подготовки, как правило, соответствует преподаваемому курсу, дисциплине (модулю).

Это означает, что допускается возможность преподавания лицами, не имеющими образования, соответствующего профилю преподаваемых дисциплин. Но это, безусловно, должно быть скорее исключением, чем правилом. Однако на практике – это правило, из которого возможны отдельные исключения.

Основной целью вида профессиональной деятельности является организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ.

По соответствию требуемому уровню образования результаты социологического исследования показали, что базовое образование полностью соответствует профилю преподаваемых дисциплин у 75,4% опрошенных, скорее соответствует у 18,5%, скорее не соответствует у 1,32%, не соответствует у 1,4%, затруднились с ответом 3% опрошенных. Высшее образование имеют 87,4% опрошенных, неоконченное высшее образование – 2,1%, среднее профессиональное образование – 7,6%, закончили аспирантуру или умеют ученую степень 2,9%. Важно, что среди опрошенных нет имеющих начальное профессиональное образование.

Требования к образованию по рассматриваемым категориям работников, установленные в ЕКС и профессиональном стандарте, терминологически несколько отличаются. Это связано с тем, что профессиональный стандарт был принят после вступления Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании), которым и были внесены изменения в формулировки уровней образования. Тем не менее разработчикам профессионального стандарта стоило бы сохранить такой уровень высшего образования, как специалитет. Несмотря на это, содержательно требования к уровню образования мастера производственного обучения и преподавателя практически совпадают.

Важным видится установление нормы, что при отсутствии педагогического образования требуется дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, причем дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Таким образом, установлен ориентир на получение педагогического образования или переподготовку.

Таким образом, результаты социологического исследования позволяют сделать вывод о том, что кадровое обеспечение СПО по образовательному уровню преподавателей и мастеров производственного обучения полностью соответствуют квалификационным требованиям.

СТАЖ

Заслуживает внимания отличие по предъявляемым требованиям к стажу, установленные в рассматриваемых нормативных правовых актах. Если ЕКС не устанавливает требований к стажу ни преподавателя, ни мастера производственного обучения, то профессиональный стандарт устанавливает обязательность опыта в области профессиональной деятельности для преподавателей дисциплин профессионального цикла учебного плана по программам СПО, а также при несоответствии направленности (профиля) образования, полученного педагогом, преподаваемому им курсу, дисциплине (модулю).

Для мастера производственного обучения наличие опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающими, также является обязательным.

Кроме того, установлено особое условие допуска к работе для мастера производственного обучения для выполнения такой трудовой функции, как организация и проведение учебно-производственного процесса, а именно – мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы. Такое требование можно признать вполне обоснованным.

Интересными видятся результаты опроса по стажу работы педагогических работников СПО. Более 20% опрошенных имеют стаж работы до 5 лет в организациях СПО, почти 60% являются стажистами СПО (стаж от 10 до 35 лет и более), что свидетельствует о наличии опытных преподавателей и мастеров производственного обучения и стабильности кадровых ресурсов организаций СПО.

Примечательно, что продолжительность стажа для выполнения основной трудовой функции (преподавание для преподавателей, осуществление учебно-производственного процесса для мастера) не определена, т.е. достаточно самого факта работы по соответствующему профилю. Но для выполнения других трудовых функций (например, организационнопедагогическое сопровождение группы обучающихся по программам СПО, есть рекомендация относительно наличия опыта работы преподавателем, мастером производственного обучения не менее года).

Привязка ограничений по стажу к отдельным видам трудовых функций для таких должностей, как преподаватель и мастер производственного обучения, представляется не совсем обоснованной и необходимой, т.к. это затрудняет решение вопросов кадрового обеспечения учебного процесса в организациях СПО. Поскольку формально четко не определено требование к стажу, представляется излишним предъявление к кандидатам на должность мастера производственного обучения со стороны работодателя требования наличия, например, 3 лет стажа работы по профилю обучения, что нередко имеет место на практике.

Таким образом, имеется противоречие норм одного нормативного правового акта (ЕКС) другому (профессиональному стандарту). По юридической силе ЕКС и профессиональный стандарт равнозначны, поскольку являются подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми соответствующими органами исполнительной власти (Минздравсоцразвития и Минтруда). Однако в то же время в ст. 195.3 ТК РФ установлено, что если на законодательном уровне или в ином нормативном порядке установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателем.

Согласно ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональном стандарте. Это значит, что квалификационные требования, установленные и ЕКС, и профессиональным стандартом подлежат применению. Такое двойное регулирование данного вопроса определено очередностью принятия этих актов, а также развитием правового регулирования в меняющихся условиях. Не исключено, что квалификационные справочники со временем утратят силу, поэтому целесообразно приоритетно применять требования профессионального стандарта с момента, когда он вступит в силу. Квалификационным же справочником удобней пользоваться при приеме работника на работу, поскольку квалификационные характеристики и требования определены в нем компактно и доступно как для работника, так и для работодателя. Профессиональные стандарты носят перспективный характер, и для широкого их применения понадобится время.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Важнейшим элементом ЕКС является квалификационная характеристика по соответствующей должности, которая включает в себя должностные обязанности и требования к знаниям. Профессиональный стандарт содержит более сложную структуру: обобщенные трудовые функции, которые включают в себя трудовые функции, распределенные на трудовые действия, для выполнения которых выделены необходимые умения и знания. Несмотря на то, что профессиональные стандарты являются примером реализации современных подходов в нормотворчестве, они труднопонимаемы для работников, что представляется явным их недостатком. Сложная структура профессионального стандарта, к сожалению, затрудняет его применение на практике.

Для понимания сути квалификационных характеристик необходимо определить некоторые значимые понятия. Согласно ст. 195.1 ТК РФ квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Примечательно, что ст.195.1 была внесена в ТК РФ после перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), построенные на компетентностном подходе.

Однако законодатель не включил в понятие «квалификация работника» такой элемент, как «компетенции». Хотя это было бы оправдано, поскольку профессиональная компетенция – это есть перспективная возможность для более эффективного труда работника. Категория «компетенции» является важнейшей составляющей ФГОС, направленных на подготовку выпускников образовательных организаций.

Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования также не содержит этого понятия в качестве операционного, так как он предъявляет требования к работающим педагогам.

В соответствии с этой важнейшей особенностью стандартов в составлении вопросов, ориентирующих экспертов, был установлен ориентир на профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, а не ФГОС.

Статья 195.1 ТК РФ дает дефиницию профессионального стандарта и определяет его как характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. «Трудовая функция – центральное условие трудового договора о роде работы, которую работник обязуется выполнять. Большинство других его условий (режим работы, заработная плата, характеристики условий труда) зависят от поручаемой работнику трудовой функции» [11]. Особое значение приобретает трудовая функция в связи с внедрением профессиональных стандартов, поскольку трудовая функция и ее составляющие трудовые действия фактически составляют основу профессионального стандарта.

Законодатель правовой дефиниции трудовой функции не дает, но согласно ст. 15, 57 ТК РФ, под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работы. Такой подход законодателя видится не очень удачным с точки зрения профессиональной педагогики. Но в то же время с учетом этой юридической конструкции можно рассматривать трудовую функцию как конкретные трудовые обязанности работника, определенные занимаемой должностью (работой по профессии).

В свою очередь должностные обязанности определены ЕКС по соответствующей должности и профессиональным стандартом, если он принят. На основании этих нормативных правовых актов работодателем разрабатываются должностные инструкции по должностям, которые находят отражение в трудовом договоре с работником.

Таким образом, квалификация работника определяет его возможности реализации в профессиональной сфере, что в свою очередь влияет на содержание трудовых обязанностей (трудовых функций). Применительно к педагогическим работникам СПО профессиональным стандартом выделены следующие обобщенные трудовые функции:

• преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам;

• организация и проведение учебнопроизводственного процесса;

• организационно-педагогическое сопровождение группы обучающихся;

• проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями);

• организационно-методическое обеспечение реализации образовательных программ;

• научно-методическое и учебнометодическое обеспечение реализации соответствующих программ.

Каждой обобщенной функции соответствуют 2–3 трудовые функции. В свою очередь трудовые функции «разложены» на трудовые действия. Значительную часть профессионального стандарта занимают необходимые знания и умения к каждой трудовой функции, причем имеются повторы, что загромождает текст, вносит некоторую путаницу в восприятии текста, потому и представляется избыточным. Требования к знаниям достаточно приемлемо сформулированы в ЕКС. Умения не включены в квалификационную характеристику по рассматриваемым должностям в ЕКС, поскольку наличие их предполагается исходя из имеющегося образования, получение которого регламентируется ФГОС.

Как уже отмечалось, профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования содержит не только требования к образованию, но и к дальнейшему обучению работников.

Так, для должности преподавателя дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ СПО и мастера производственного обучения обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года.

Обязательность обучения при этом следует рассматривать как обязанность работника (преподавателя, мастера) проходить соответствующее обучение. Кроме того, для рассматриваемых категорий работников рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.

С одной стороны, такое правовое установление видится вполне обоснованным, поскольку в современных условиях стремительно изменяются технологии, условия производства, внедряются научные достижения, в том числе и в гуманитарной сфере. С другой стороны, установление обязательности обучения для работника противоречит законодательным установкам.

Согласно ст. 21, 197 ТК РФ работник имеет право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. В соответствии со ст. 47 Федерального закона об образовании педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Как известно, право одного субъекта правоотношения (в данном случае педагогического работника) корреспондирует с обязанностью другого субъекта (образовательной организации). Но ни ТК РФ, ни Федеральный закон об образовании четко обязанности образовательной организации осуществлять повышение квалификации педагогических работников, равно как и иных работников, не устанавливает.

Думается, что здесь есть чисто экономическая составляющая, поскольку государственные образовательные организации финансируются из соответствующего бюджета, средств которого всегда недостаточно.

Категория «компетенции» является важнейшей составляющей ФГОС, направленных на подготовку выпускников образовательных организаций. Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования также не содержит этого понятия в качестве операционного, так как он предъявляет требования к работающим педагогам.

В то же время ст. 48 Федерального закона об образовании устанавливает обязанность педагогического работника систематически повышать свой профессиональный уровень. Однако формы повышения квалификации и профессионального уровня могут быть и не формализованными, например, самообразование. На практике такой подход означает, что нельзя обязать работника формально повышать уровень своей квалификации.

Таким образом, проанализировав профессиональный стандарт в части требований к обучению по рассматриваемым категориям работников, можно сделать вывод, что профессиональный стандарт содержит требование к работникам, противоречащее действующему как трудовому, так и образовательному законодательству, а потому не может в полной мере быть применено на практике. Данное несоответствие, безусловно, требует устранения правовым способом.

Представляется, что необходимо из профессионального стандарта исключить требования по обязательному обучению педагогических работников по дополнительным профессиональным программам не реже чем один раз в три года, что будет соответствовать действующему законодательству.

По проведенному правовому анализу нормативных правовых актов, устанавливающих квалификационные характеристики и требования для преподавателей и мастеров производственного обучения организаций СПО, а также с учетом результатов проведенного социологического исследования можно сделать выводы и внести предложения и рекомендации.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

В организациях среднего профессионального образования в настоящее время работают лица, полностью соответствующие квалификационным требованиям в части имеющегося у них образования, причем большая часть из них имеет высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, виду профессиональной деятельности. Работникам, не имеющим педагогической подготовки, рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональнопедагогического профиля.

Анализ профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования показал, что профессиональный стандарт имеет противоречие действующему законодательству в части требования к дальнейшему обучению работников. В связи с чем предлагается исключить требование об обязательном обучении рассматриваемых категорий по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года.

Представляется необходимым уточнение требования по наличию опыта работы по профилю преподаваемых дисциплин для преподавателя и в области профессиональной деятельности для мастера производственного обучения с установлением продолжительности требуемого стажа либо вообще отказать от установления требования к опыту работы. Предлагается дополнить требования по уровню образования – высшее образование уровня специалитет, поскольку есть направления подготовки, в которых уровень бакалавриата отсутствует.

Предлагается рассмотреть вопрос о разработке отдельного профессионального стандарта по должности мастер производственного обучения.

Несмотря на то что в настоящее время имеются два нормативных правовых акта – Единый квалификационный справочник и профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального – при осуществлении кадровой политики, включая вопросы повышения квалификации педагогических работников, образовательным организациям (руководителям организаций), следует руководствоваться профессиональным стандартом.

Язык статьи:
Действия с выбранными: