Посвящается памяти М. С. Кагана
Статья поступила 10.11.2016 г.
Лекция посвящена развитию российской культурологии за последние 30 лет с акцентом на петербургском культурологическом опыте. Предлагаемая тема весьма широка, поэтому характер текста будет очерковым, а стиль по необходимости тезисным. Выступление состоит из нескольких частей — введения, очерка о генезисе собственно культурологии, определении основных особенностей и черт культурологического знания, а также краткого описания его основных направлений, тематических предпочтений и отраслевых течений. Кроме того, я уделю внимание творческому портрету одного из крупных ученых, работающему в региональном университете на Северном Кавказе.
За последние тридцать лет российская культурология прошла очень интересный, полный противоречий и стремительный путь. Действительно стремительный, соответствующий социокультурной динамике нашего времени. Река истории, помнится, говорил выдающийся российский историк Б. Ф. Поршнев в своей книге «О начале человеческой истории», ускоряет свой бег, и все последующие эпохи становятся все короче и все богаче инновациями. Наука как феномен культуры подчиняется этой закономерности. За последние дватри десятилетия родилось и быстро определилось множество наук о природе, человеке обществе и культуре, в том числе и культурология. Она поместилась в центральном топосе в пространстве современной сферы познания, эпистемы и современной реальности.
В середине 1990-х гг. на одном краю эпистемы в дискурсах о том, что такое культурология и какой ей быть, появились суждения о бурном развитии молодой науки и ее удивительных горизонтах. Речь шла о том, что культурология — это набирающий силу интеллектуальный бренд России. В то время любили цитировать высказывание Лесли Уайта (автора книги 1949 г. «Науки о культуре»): «Открытие культуры когда-нибудь станет в истории в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни» [1]. В лучшем из учебников по культурологии начала XXI в. профессор Санкт-Петербургского университета Ю. Н. Солонин пояснял студентам, что «чем бы ни занимался человек, какому бы виду деятельности он себя ни посвятил, к какой бы профессии ни готовился, без знания основных понятий и проблем культурологии, без понимания закономерностей культурных процессов и особенно без ясных представлений о культурных перспективах человечества он будет подобен слепцу без поводыря внутри лабиринта. Жить в культуре и ничего о ней не знать — преступно, ибо в этом случае каждое действие человека может оказаться — оказывается! — разрушительным для культуры» [2].