По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.8 DOI:10.33920/nik-02-2111-03

Культурология: специфика становления и поиски методологии

Костина Анна Владимировна директор Института фундаментальных и прикладных исследований, д-р филос. наук, д-р культурологии, проф., Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: Anna_Kostina@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-7216-4157

Автор рассматривает основные этапы становления культурологии как науки, выделяя те особенности этой науки, которые объявляли атрибутивными именно ей; анализирует то специфическое, что отличает культурологию от наук, родственных ей и генетически с ней связанных; выявляет то особенное, что выделяет науку о культуре от всех иных наук. В статье культурология представлена как наука, не просто изучающая культуру, но обладающая собственным, достаточно специфичным инструментарием, наиболее значимыми воплощениями которого являются осуществление культурного моделирования и выявление факторов культурной динамики. Автор рассматривает культурологию как науку, соответствующую постклассической эпистемологии. Это определяет и ее предмет исследования, и инструментарий. Автор прослеживает историю этой науки от неокантианцев и философии жизни — к советским исследованиям 60–80-х гг. XX в.

Литература:

1. Давидович В.Е. Сущность культуры / В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов. — Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1979. — 264 с.

2. Коммунизм и культура [Текст]: Закономерности формирования и развития новой культуры / Акад. наук СССР. Ин-т философии; [ред. коллегия: А.И. Арнольдов и др.]. — М.: Наука, 1966. — 427 с.

3. Костина А.В. Национальная культура — этническая культура — массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. — М.: УРСС, 2009. — 216 с.

4. Костина А.В. Соотношение и взаимодействие традиционной, элитарной и массовой культур в социальном пространстве современности: дис. ... доктора культурологии: 24.00.01 / Костина Анна Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. — Москва, 2009. — С. 7–8.

5. Костина А.В. Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 144 с.

6. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. Критические очерки буржуазной философии / ред. Митрохин, Юдин, Юлина. — М.: Наука, 1972. — 424 с. — С. 28–94.

7. Межуев В.М. Идея культуры [Текст]. Очерки по философии культуры / В.М. Межуев. — М.: Университетская книга, 2012. — 403 с.

8. Введение в социальную и культурную антропологию / Э.А. Орлова; Рос. ин-т культурологии. — М.: Изд-во МГИК, 1994. — 214 с.

9. Основы марксистско-ленинской теории культуры [Текст]: Учеб. пособие. — М.: Высш. школа, 1976. — 300 с.

1. Davidovich V.Ye. Sushchnost' kul'tury / V.Ye. Davidovich, YU.A. Zhdanov. — Rostov n/D: Izd-vo Rostovskogo universiteta, 1979. — 264 s.

2. Kommunizm i kul'tura [Tekst]: Zakonomernosti formirovaniya i razvitiya novoy kul'tury / Akad. nauk SSSR. In-t filosofii; [red. kollegiya: A.I. Arnol'dov i dr.]. — M.: Nauka, 1966. — 427 s.

3. Kostina A.V. Natsional'naya kul'tura — etnicheskaya kul'tura — massovaya kul'tura: «Balans interesov» v sovremennom obshchestve. — M.: URSS, 2009. — 216 s.

4. Kostina A.V. Sootnosheniye i vzaimodeystviye traditsionnoy, elitarnoy i massovoy kul'tur v sotsial'nom prostranstve sovremennosti: dis. ... doktora kul'turologii: 24.00.01 / Kostina Anna Vladimirovna; [Mesto zashchity: Mosk. gos. un-t kul'tury i iskusstv]. — Moskva, 2009. — S. 7–8.

5. Kostina A.V. Sootnosheniye traditsionnosti i tvorchestva kak osnova sotsiokul'turnoy dinamiki. — M.: Knizhnyy dom «LIBROKOM», 2010. — 144 s.

6. Mamardashvili M.K., Solov'yev E.YU., Shvyrev V.S. Klassika i sovremennost': dve epokhi v razvitii burzhuaznoy filosofii // Filosofiya v sovremennom mire. Filosofi ya i nauka. Kriticheskiye ocherki burzhuaznoy filosofii / red. Mitrokhin, Yudin, Yulina. — M.: Nauka, 1972. — 424 s. — S. 28–94.

7. Mezhuyev V.M. Ideya kul'tury [Tekst]. Ocherki po filosofi i kul'tury / V.M. Mezhuyev. — M.: Universitetskaya kniga, 2012. — 403 s.

8. Vvedeniye v sotsial'nuyu i kul'turnuyu antropologiyu / E.A. Orlova; Ros. in-t kul'turologii. — M.: Izd-vo MGIK, 1994. — 214 s.

9. Osnovy marksistsko-leninskoy teorii kul'tury [Tekst]: Ucheb. posobiye. — M.: Vyssh. shkola, 1976. — 300 s.

Начиная с 1993 г., когда появился первый образовательный стандарт по культурологии, а сама она стала рассматриваться и как учебная дисциплина, и как наука, не утихают споры о культурологии — о ее самостоятельности или вторичности, ее искусственности или закономерном характере появления, о ее гносеологических возможностях. Конечно, сейчас, в 2021 г., культурология «обросла» вполне престижными коннотациями, позволяющими заниматься научным поиском в ее границах самым именитым авторам. И те, кто ранее иронизировал по поводу культурологии, сегодня причисляет себя к культурологам, осознавая значимость и престижность этой области знания.

В чем причина такого поворота?

Прежде всего, в том, что культурология — это наука, появление которой было обусловлено внутренними причинами развития научного знания. Она ни в коем случае не стала «искусственным образованием», заполнившим вакуум, образовавшийся вследствие изъятия в 1990-е гг. из комплекса дисциплин в рамках вузовских образовательных программ экономического и социально-политического марксистского комплекса. Хотя отметим, что марксизм выступал в высшем образовании не столько идеологической доктриной, сколько мировоззренческим фундаментом, основной методологией познания мира, которая обеспечивала и развитие советской науки, и формирование достаточно целостной и непротиворечивой картины мира, и его изъятие действительно создало определенный системный сбой, ликвидация которого была сложной, а последствия — ощутимыми в отдельных сферах, вплоть до настоящего времени.

Появление культурологии было достаточно долгим и совсем не гладким — первые труды по теории культуры появились в 1960–70-е гг., что обычно связывается с гуманизацией советской философии в контексте «оттепели». В это время появились многочисленные труды авторов, впоследствии ставших авторитетами в области культурологии, — А.И. Арнольдова, Э.А. Баллера, Л.М. Баткина, В.С. Библера, А.Я. Гуревича, С.Н. Иконниковой, Э.В. Ильенкова, Н.С. Злобина, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, Г.С. Кнабе, Ю.М. Лотмана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, М.Б. Туровского и многих других. Появились самые различные концепции культуры — адаптационная, семиотическая, социологическая, историческая и т.п. Появились знаковые труды по теории и истории культуры, а также первые сборники («Коммунизм и культура», 1966 — под ред. А.И. Арнольдова [2]) и учебники («Основы марксистско-ленинской теории культуры» [9], 1976). В 1965 г. был сформирован сектор философских проблем культуры в Институте философии АН СССР, аналогичная структура — в Академии наук Армении, в 1962 г. в Московском государственном институте культуры была открыта первая в СССР кафедра истории и теории культуры. Таким образом, культурология была актуальной и одной из наиболее свободных — в плане возможности обращения к западной научной литературе — наук. И многие выдающиеся философы и ученые этого времени обратились именно в эту область знания как способную решать проблемы, связанные с функционированием общества и человека и, одновременно, как наименее идеологизированную.

Для Цитирования:
Костина Анна Владимировна, Культурология: специфика становления и поиски методологии. Ученый совет. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: