Начиная с 1993 г., когда появился первый образовательный стандарт по культурологии, а сама она стала рассматриваться и как учебная дисциплина, и как наука, не утихают споры о культурологии — о ее самостоятельности или вторичности, ее искусственности или закономерном характере появления, о ее гносеологических возможностях. Конечно, сейчас, в 2021 г., культурология «обросла» вполне престижными коннотациями, позволяющими заниматься научным поиском в ее границах самым именитым авторам. И те, кто ранее иронизировал по поводу культурологии, сегодня причисляет себя к культурологам, осознавая значимость и престижность этой области знания.
В чем причина такого поворота?
Прежде всего, в том, что культурология — это наука, появление которой было обусловлено внутренними причинами развития научного знания. Она ни в коем случае не стала «искусственным образованием», заполнившим вакуум, образовавшийся вследствие изъятия в 1990-е гг. из комплекса дисциплин в рамках вузовских образовательных программ экономического и социально-политического марксистского комплекса. Хотя отметим, что марксизм выступал в высшем образовании не столько идеологической доктриной, сколько мировоззренческим фундаментом, основной методологией познания мира, которая обеспечивала и развитие советской науки, и формирование достаточно целостной и непротиворечивой картины мира, и его изъятие действительно создало определенный системный сбой, ликвидация которого была сложной, а последствия — ощутимыми в отдельных сферах, вплоть до настоящего времени.
Появление культурологии было достаточно долгим и совсем не гладким — первые труды по теории культуры появились в 1960–70-е гг., что обычно связывается с гуманизацией советской философии в контексте «оттепели». В это время появились многочисленные труды авторов, впоследствии ставших авторитетами в области культурологии, — А.И. Арнольдова, Э.А. Баллера, Л.М. Баткина, В.С. Библера, А.Я. Гуревича, С.Н. Иконниковой, Э.В. Ильенкова, Н.С. Злобина, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, Г.С. Кнабе, Ю.М. Лотмана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, М.Б. Туровского и многих других. Появились самые различные концепции культуры — адаптационная, семиотическая, социологическая, историческая и т.п. Появились знаковые труды по теории и истории культуры, а также первые сборники («Коммунизм и культура», 1966 — под ред. А.И. Арнольдова [2]) и учебники («Основы марксистско-ленинской теории культуры» [9], 1976). В 1965 г. был сформирован сектор философских проблем культуры в Институте философии АН СССР, аналогичная структура — в Академии наук Армении, в 1962 г. в Московском государственном институте культуры была открыта первая в СССР кафедра истории и теории культуры. Таким образом, культурология была актуальной и одной из наиболее свободных — в плане возможности обращения к западной научной литературе — наук. И многие выдающиеся философы и ученые этого времени обратились именно в эту область знания как способную решать проблемы, связанные с функционированием общества и человека и, одновременно, как наименее идеологизированную.