По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 303.01

Культурология на Дальнем Востоке России. Неутешительные успехи

Докучаев Илья Игоревич АНО ВО «Международный банковский институт», Россия, 191011, Санкт-Петербург, Невский просп., 60. E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru

В статье рассматривается судьба двух крупнейших культурологических школ дальневосточного региона России: Хабаровской, с центром в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете, и Приморской, с центром в Дальневосточном государственном техническом университете. Показано, что в период с 1998 по 2017 г. судьба этих школ была похожей и ее можно разделить на два десятилетних периода: позитивный и негативный. В первом периоде происходило становление и рост школ: открывались образовательные программы, создавались культурологические диссертационные советы, научные центры, кафедры и факультеты, проводились конференции и издавались журналы. Во втором периоде происходило обратное: закрытие, сокращение и стагнация созданного в прошлом. Основным объяснением сложившейся ситуации можно считать объективный фактор: государственную политику сокращения финансирования образования и ужесточения надзора за ним, а также субъективный фактор: нежелание отстаивать собственную позицию на местах.

Статья поступила 28.11.2017 г.

Литература:

1. Докучаев И.И. Введение в историю общения. — Владивосток: Дальнаука, 2005. — 356 с.

2. Докучаев И.И. Феноменология знака. Психические, социальные и культурные аспекты семиозиса. — СПб.: Издательство РГПУ имени А. И. Герцена, 1999. — 176 с.

3. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция: Основоположения исторической аксиологии культуры. — СПб.: Наука, 2009. — 598 с.

4. Докучаев И.И. Реформы и агония. Очерки истории высшего образования в постсоветской России. — СПб.: Астерион, 2017 — 168 с.

5. Костюрина Н.Ю. Становление культурологического образования на Дальнем Востоке России // Мир культуры и культурология. Вып. 3. — СПб.: РХГА, 2013. — С. 258–292.

6. Ячин С.Е. Состояние метакультуры. — Владивосток: Дальнаука, 2010. — 267 с.

7. Ячин С.Е. Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена. — Владивосток: Дальнаука, 2001. — 278 с.

Рассказ об истории культурологии на Дальнем Востоке России, который я здесь собираюсь поведать, не может претендовать на объективное научное исследование всех фактов и процессов, которые имело бы смысл обсудить в связи с разработкой данной проблемы1. Скорее жанр данного эссе можно определить как своеобразное экспертное самоинтервью, включающее разбор ключевых фактов и тенденций истории культурологического образования, культурологической науки и социально-культурных проектов, осуществленных с опорой на арсенал средств и институтов, относящихся к сфере культурологии. Речь пойдет о событиях из истории двух субъектов дальневосточного региона России — Хабаровского и Приморского краев, случившихся в период с 1998 по 2017 гг. Основной принцип отбора этих событий, то есть фактов и тенденций, — мое личное знакомство с ними и участие в них. Субъективный характер описания может рассматриваться, конечно, как его минус, однако это такой минус, который является неизбежным следствием более существенного плюса — а именно непосредственного знания событий, их существа, источников и последствий. Поэтому мой рассказ, конечно, не следует воспринимать в качестве даже предварительной научной оценки произошедшего, но вместе с тем его нельзя и игнорировать, особенно тем, кто будет такую оценку делать в будущем, если, конечно, потребность в ней сохранит какую-нибудь актуальность.

Обозначенное выше двадцатилетие характеризуется противоположными тенденциями в истории образования и науки России. Оно в этом отношении распадается на два периода, примерно соответствующих десяти годам. Первый период — окончание начального постсоветского либерального развития, характеризовавшегося ростом числа образовательных программ, универсализацией отраслевых учебных заведений, созданием частного сектора образовательных услуг, увеличением роли творческого и самостоятельного начала в планировании и реализации учебного процесса. Второй период — сворачивание либеральных реформ, сокращение университетов путем их слияния и закрытия, рост функций контролирующих органов и мероприятий по надзору за планированием и реализацией образовательных программ, уменьшение частного сектора образовательных услуг и доли непрофильных услуг в отраслевых университетах. Российская наука социального и гуманитарного профилей никогда не была настолько институализирована, чтобы можно было выделить какие-то специфические черты ее истории в данный период. Пожалуй, можно говорить даже о том, что в этот период она окончательно перебралась в высшие учебные заведения, которые финансировались значительно лучше, чем редкие научные организации. Поэтому специально о науке, а тем более о ее прикладных технологиях и проектах, применительно к культурологии говорить не имеет смысла; все, что известно об этом, оказывается частным случаем истории университетской культурологии, с ее учебными и научными составляющими.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Культурология на Дальнем Востоке России. Неутешительные успехи. Вопросы культурологии. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: