* Продолжение. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2020. — № 7, 8; 2021. — № 6, 7, 10–12; 2022. — № 1.
Статья поступила 19.12.2021
Узнав об убийстве Жана-Поля Марата, главный живописец Французской революции Жак Луи Давид немедленно отправился в Конвент просить разрешения встретиться с убийцей Марата, чтобы сделать эскиз, поскольку он решил написать картину об этом трагическом событии.
В здании Национального конвента уже собирались депутаты, на экстренном заседании они должны были составить обращение к народу Франции в связи с гибелью друга народа Марата. Давид узнал, что его примет Дантон, который первым прибыл на совет. Но, прежде чем провести к нему, художника обыскали на предмет наличия у него с собой оружия и только после этого разрешили войти.
Дантон, лицо его было красным и дергалось от волнения, сразу нервно начал пояснять необходимость проверки даже Давида:
— Всех, всех надо проверять, иначе мы потеряем революцию, как потеряли Марата! Поэтому надо проверять и нас, вождей революции, если мы встречаемся друг с другом, надо быть уверенными, что противоречия между нами не перейдут в вооруженный конфликт. Конечно, мы знаем, что вы преданы делу революции, и все же проверка необходима, это наш революционный долг, в этом сила революции. Террор, только террор спасет революцию, избавит ее от всего подозрительного и мнимого.
Последние слова насторожили Давида, тем не менее он выразил согласие с Дантоном, не желая вызывать у того подозрения, что он против идеи террора.
Дантон неожиданно предупредил:
— Только никому не рассказывайте то, о чем я сейчас вам сказал. Просто мне надо было кому-то излить свою боль, а рядом оказались вы, я и доверился вам. Теперь сожалею. Боюсь, моя откровенность может причинить вред вам или мне. Что вы сами думаете?
Давид возразил ему:
— Мы нужны революции. Нельзя допустить, чтобы нас объявили ее врагами.
Последовавший на эти его слова ответ Дантона еще больше напугал Давида: