Как я пришел к своему письму? Не спеша. Как не спеша учат кормчего сперва видеть все на земле, потом отправляют его в море — видеть все в море.
Как я пришел к своему письму?
В годовщину смерти Пифагора группа из его единомышленников в составе 10 человек решила в память о нем совершить паломничество по местам, где когда-то пролегал путь их наставника. Первым местом, куда они прибыли, был Египет, там одно время Пифагор брал уроки у жрецов, учась у них разгадывать тайны судьбы и ее установления, чтобы в результате представить свою судьбу.
В первую же ночь в Египте паломники встревожили все пирамиды — по законам пифагорейцев, они произносили свои молитвы, громко вопя, и этот ночной кошмар нарушил сон пирамид. Утром жрецы, выбрав достойных пять человек, послали их к паломникам сказать:
— Ночью в Египте невозможно было уснуть от ваших криков. Почему Пифагор выбрал такой вид молитвы для своих последователей?
Те объяснили:
— Где бы и когда бы наш учитель ни пребывал, он не переставал слушать голоса своих последователей, чтобы убедиться: раз слышны их голоса — значит, его учение не исчезло.
Реакция жрецов последовала незамедлительно, она удивила пифагорейцев такой же простотой, какой им показалась форма пирамид:
— И мы бы хотели, чтобы наши единомышленники так же молились, но боимся, что от непрерывного крика пирамиды разрушатся, а пирамиды созданы существовать всегда и передавать наши знания вечно.
«Чтобы мысль была безмерно глубокой, как Космос, создавайте ее в голове из чего хотите, ибо все должно быть бесконечно, подобно Вселенной», — отвечал Аммиан Сакк, создатель неоплатонизма и учитель Плотина, на вопрос о том, как он может размышлять, в то время как перетаскивает мешки, зарабатывая тем самым себе на пропитание.
Узнав об этих его словах и желая немедленно встретиться с ним, не дожидаясь до утра, ночью, к нему явился владелец судна, которое философ разгружал днем, разбудил его и попросил:
— Расскажи мне что-нибудь еще из твоих мыслей, я хочу оставить свое занятие и заняться твоим — тоже стать грузчиком, дабы приобрести те же знания, что приобрел ты, перетаскивая мешки.