По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 11:681.5.01:685.512.2.011.56

Культурологические аспекты когнитивных техник формирования научных знаний

Русяева Елена Юрьевна ФГБУН «Институт проблем управления имени В. А. Трапезникова Российской Академии наук», Россия, 117997, Москва, ГСП-7, В-342, ул. Профсоюзная, 65, E-mail: 1779624@mail.ru

В культурологическом дискурсе рассмотрены этапы решения познавательных задач. Указаны важные аспекты формирования когнитивных техник получения научных знаний. Представлены механизмы познавательного процесса с позиций культурологии.

Литература:

1. Novikov A, Novikov D. Research Methodology: From Philosophy of Science to Research Design. — Leiden: CRC Press, 2013. — 130 p.

2. Novikov D. Control Methodology. — New York: Nova Science Publishers, 2013. — 76 р.

3. Rusyaeva E.Yu. Cognitive Techniques of Knowledge Formation // Proceedings 11 th joint conference on knowledge-based software engineering (JCKBSE 2014) / Volgograd: Springer, 2014. — Р. 40–48.

4. Гегель Г. Наука логики. — СПб.: Наука, 1997.

5. Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс.] URL: http://iph. ras.ru/elib/2350.html

6. Пелипенко А.А. Постижение культуры. Часть 1. Культура и смысл — М.: Роспен, 2012. — 608 с.

7. Русяева Е.Ю. Культурологический анализ языков теорий управления // Вопросы культурологии. — 2016. — № 2. — С. 48–53.

8. Салтыков С.А., Русяева Е.Ю. Упорядочивание «инструментов» решения задач социально-экономического управления» // Труды XII Всероссийского совещания по проблемам управления (ВСПУ XII, Москва, 2014). — М., 2014. — С. 5806–5812.

9. Салтыков С.А., Сидельников Ю.В., Русяева Е.Ю. Свойства методов решения сложных задач // Экономические стратегии. — 2013. — № 7. — С. 98–103.

10. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура и историческая эволюция. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Статья поступила 29.04.2016 г.

Современный постпозитивизм не утрачивает своего познавательного потенциала на сегодняшний день в силу того, что авангардные научные исследования опираются на культурологический дискурс, на исследования закономерностей исторического развития.

Ранее в Науке1, в период становления ее рационалистических оснований, акценты ставились на социальный аспект. В Науке как в сфере специализированной когнитивной деятельности ученых и их сообществ общекультурный, социальный характер формирования, хранения и транслирования научных данных, способов их производства, нахождения ставился во главу угла. Со времен О. Конта известны два главных принципа Науки XIX в.: 1) признание относительности всякого «позитивного» (фактического) знания; 2) стремление к накоплению и обобщению нового знания посредством систематизации и классификации «научных фактов» [2]. Некоторые установки позитивистской программы, хотя и в сильно редуцированном виде, сохранились и до нашего времени. Сейчас принято говорить о типах рациональности в терминологии В. С. Степина [10] — классической, неклассической и постнеклассической. Причем последняя формируется практически у нас на глазах, напрямую связывается с самоорганизацией систем.

Наука сегодня сформировалась в сверхсложную социокультурную систему, с огромным самоорганизационным потенциалом. Сегодня приходится говорить не о науке вообще, а о научных дисциплинах, направлениях, школах и т. д. Теперь только классической причинно-следственной зависимостью происходящие процессы объяснить не удается. В философском плане внимание ученых в последнее время направлено именно на культурологическую и методологическую составляющую научной деятельности субъекта, к основам познавательной деятельности. Методология обоснованно трактуется как наука об организации деятельности [3].

Наиболее актуально сегодня, на наш взгляд, выявить основы научной деятельности в культурологическом аспекте. При этом стоит диалектически рассматривать дихотомию социального и индивидуального в получении нового научного знания. В данном исследовании рассмотрим когнитивные техники получения научных знаний в культурологическом ключе, проведем их систематизацию.

Для Цитирования:
Русяева Елена Юрьевна, Культурологические аспекты когнитивных техник формирования научных знаний. Вопросы культурологии. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: