Статья поступила 29.04.2016 г.
Современный постпозитивизм не утрачивает своего познавательного потенциала на сегодняшний день в силу того, что авангардные научные исследования опираются на культурологический дискурс, на исследования закономерностей исторического развития.
Ранее в Науке1, в период становления ее рационалистических оснований, акценты ставились на социальный аспект. В Науке как в сфере специализированной когнитивной деятельности ученых и их сообществ общекультурный, социальный характер формирования, хранения и транслирования научных данных, способов их производства, нахождения ставился во главу угла. Со времен О. Конта известны два главных принципа Науки XIX в.: 1) признание относительности всякого «позитивного» (фактического) знания; 2) стремление к накоплению и обобщению нового знания посредством систематизации и классификации «научных фактов» [2]. Некоторые установки позитивистской программы, хотя и в сильно редуцированном виде, сохранились и до нашего времени. Сейчас принято говорить о типах рациональности в терминологии В. С. Степина [10] — классической, неклассической и постнеклассической. Причем последняя формируется практически у нас на глазах, напрямую связывается с самоорганизацией систем.
Наука сегодня сформировалась в сверхсложную социокультурную систему, с огромным самоорганизационным потенциалом. Сегодня приходится говорить не о науке вообще, а о научных дисциплинах, направлениях, школах и т. д. Теперь только классической причинно-следственной зависимостью происходящие процессы объяснить не удается. В философском плане внимание ученых в последнее время направлено именно на культурологическую и методологическую составляющую научной деятельности субъекта, к основам познавательной деятельности. Методология обоснованно трактуется как наука об организации деятельности [3].
Наиболее актуально сегодня, на наш взгляд, выявить основы научной деятельности в культурологическом аспекте. При этом стоит диалектически рассматривать дихотомию социального и индивидуального в получении нового научного знания. В данном исследовании рассмотрим когнитивные техники получения научных знаний в культурологическом ключе, проведем их систематизацию.