* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-00408, https://rscf.ru/project/23-18-00408/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского. The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation № 23-18-00408, https://rscf.ru/en/project/23-18-00408/; Russian Christian Academy for Humanities named after Fyodor Dostoevsky.
Статья поступила 29.09.2025.
Статья одобрена к публикации 06.10.2025.
Существуя в русской культуре десятки лет, культурный бренд «писатели-деревенщики» сегодня занимает очень небольшую долю присутствия в медиаполе, однако и в ограниченном объеме публикаций СМИ он вызывает заочную полемику и получает полярные оценки журналистов и лидеров общественного мнения.
Настоящее исследование продолжает цикл статей, посвященных изучению качественных и количественных параметров репрезентации писателей деревенской прозы в современном российском медиаполе. Задачи исследования включают определение особенностей восприятия культурного бренда «писатели-деревенщики» в медиаполе на современном этапе, обозначение спектра интерпретаций термина «деревенщики», выявление ключевых тезисов pro et contra, транслируемых СМИ, представляющими различные идеологические лагери.
В разные годы Василий Шукшин, Федор Абрамов, Владимир Солоухин, Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин и другие авторы деревенской прозы активно проявляли свою общественную позицию в медиаполе, выступали с заявлениями, открытыми письмами, самостоятельно инициировали масштабные публичные дискуссии и отвечали оппонентам. После ухода из жизни почти всех писателей первой плеяды «деревенщиков» дискуссии о них в медиаполе продолжаются уже без их участия, а культурный бренд «деревенщиков» вступил в новый этап своего существования, отсчет которого можно соотнести с исследуемым периодом — последние десять лет, с 2015-го по 2025 г.