По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Культурные ценности как продукт культурных институтов

Флиер Андрей Яковлевич ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева», Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2, E-mail: andrey.flier@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению современной роли культурных институтов в порождении новых культурных ценностей. Анализируются как сам феномен культурных ценностей и его атрибутивные характеристики, так и феномен культурного института. Утверждается, что культурные институты производят ценности в основном для группового потребления.

Литература:

1. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. — Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1989. — 84 с.

2. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции. — М.: РАГС, 2010. — 70 с.

3. Быченков В.М. Институты: Сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектности. — М.: Российская академия социальных наук, 1996. — 976 с.

4. Витгенштейн Л. Культура и ценность // Человек. — 1991. — № 5–6. — С. 120–134.

5. Губман Б.Л. Ценности // Культурология. ХХ век: В 2 т. Т. 2. — СПб.: Университетская книга, 1998. — С. 209–210.

6. Кирдина С.Г. Теория институциональных матриц: в поисках новой парадигмы // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2001. — № 1. — С. 101–115.

7. Культура и ценности. — Тверь: ТГУ, 1992. — 151 с.

8. Седов Л.А. Институт социальный // Современная западная социология. — М.: Политиздат, 1990. — С. 116–118.

9. Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамки культуры. — М.: Согласие, 2012. — 560 с.

10. Флиер А.Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2012. — № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/ Flier_Cultural-Industries/ (дата обращения 13.04.2019).

11. Флиер А.Я. Культура о том, что такое хорошо и что такое плохо // Культура культуры. — 2016. — № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cult-cult.ru/whatis-good-and-what-is-bad-in-terms-of-culture/ (дата обращения 15.04.2019).

12. Ценности культуры и современная эпоха. — М.: Прогресс, 1990. — 132 с.

13. Braithwaite V.A., Scott W.A. Values // Measures of Personality and Social Psychological Attitudes. — New York: Academic Press, 1991. — Р. 661–753.

Культурные ценности создаются разными производителями и в различных социальных ситуациях. Часто культурные ценности производятся индивидуальными авторами. Например, тексты философии и гуманитарной науки, а также художественные произведения создаются, как правило, одним человеком. И даже в тех случаях, когда исследование осуществляется группой ученых, а произведение исполняется целым художественным коллективом (оркестром, драматической, оперной или хореографической труппой, группой кинематографистов и т.п.), всегда в основе исследования или интерпретации произведения лежат идеи научного или художественного руководителя коллектива (дирижера, режиссера-постановщика), а также индивидуальное творчество каждого члена коллектива. Другой вариант — это когда культурные ценности создаются посредством длительного накопления опыта взаимодействия целого народа или большой социальной группы. Например, народные обычаи и праздники, правила вежливости, религиозные обряды, придворный этикет и церемониал. То же может иметь и более быстрый цикл создания. Например, актуальная мода или образы социальной престижности. Есть и еще ряд способов производства культурных ценностей.

В наше время наиболее эффективными создателями культурных ценностей являются культурные институты, о которых и пойдет речь в этой статье. Но сначала разберемся с тем, что такое культурные ценности.

Культурные ценности — это довольно растяжимое понятие, в которое в разные исторические эпохи и разными социальными слоями вкладывалось разное предметное содержание [7]. Помимо того, разные науки, области знания и мировоззрения стремились выделить различные признаки ценностей, наиболее актуальные для них. Хорошо известно философское представление о ценностях с акцентом на умозрительных идеалах [5] или свод религиозных установок, декларирующий веру как универсальную ценность [13]. Можно определить и собственно культурные характеристики ценностей.

Во-первых, под культурными ценностями имеют в виду совокупность наиболее выдающихся по своему качеству произведений интеллектуального и художественного творчества (шедевров). В этот перечень входят также значимые архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесла и весь набор археологических и этнографических раритетов, признаваемых ценностями уже в силу их древности и уникальности каждого артефакта. Это подход к проблеме археолого-искусствоведческий.

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Культурные ценности как продукт культурных институтов. Вопросы культурологии. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: