Статья поступила 18.11.2015 г
Развитие общества является противоречивым процессом. На современном этапе культурно-исторического развития мы наблюдаем конфликты и противоречия как на глобальном, так и на микросоциальном уровне, которые находятся между собой в непосредственной взаимосвязи. Это, например, конфликты между материальным производством и сохранением качества природной среды, обеспечивающего физическое выживание человечества. Противоречия связанные, с одной стороны, с развитием новейших средств коммуникаций, проникающих в повседневную жизнь человека и усиливающих ее транспарентность, а с другой, с естественным стремлением человека к неприкосновенности частной жизни, которая выражается, в том числе, в таких стереотипах социального поведения, как опрощение, антиконсьюмеризм, дауншифтинг. Это конфликты между современными экологическими, экономическими, культурными вызовами и преобразованиями в системе образования, не только российского. Например, упомянутые уже информационные технологии в реальном производстве нередко вызывают затруднения даже у высококвалифицированных специалистов. Х. Ортега-и-Гассет в первой четверти XX в. констатировал, что при сохранении столь высоких темпов технологического развития, которые демонстрируют западные общества, человеку будет все труднее осваивать новые технологии в процессе труда: «Сегодня крах терпит сам человек, уже не способный поспевать за своей цивилизацией» [4. С. 329]. Если все большие цивилизации ушедших эпох погибали от несовершенства своих технико-технологических основ, то современной западной цивилизации, по мнению Х. Ортеги-и-Гассета, угрожает обратное. Так, по данным исследовательского центра рекрутингового портала Superjob. ru, в 2011 г. 57 % опрошенных работодателей (1.000 человек) в России не устроил уровень интеллектуальной подготовки обладателей дипломов о высшем образовании. Респонденты отмечают, что помимо нехватки знаний по профессии, многие выпускники также отличаются низким уровнем элементарной грамотности письма и слабыми коммуникативными навыками. Показательно: работодатели отметили неспособность многих выпускников высшей школы использовать современные компьютерные технологии. При этом только 22 % опрошенных были удовлетворены подготовкой выпускников [5].