По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 303.09

«Культурные исследования»: эвристические ресурсы и лекала для прикладной культурологии

Быховская И.М. профессор, Институт естественных наук и спортивных технологий Московского городского педагогического университета, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, Россия, 117303, Москва, Балаклавский просп., д. 32, корп. 4. E-mail: bykirina@gmail.com

В статье рассматриваются проблемы развития прикладного культурологического знания, его особенности, вопросы сопряжения концептуальной и конкретно-исследовательской компонент в прикладном культурологическом исследовании, проведен анализ опыта школы «культурных исследований» с точки зрения его значимости для прикладной культурологии.

Литература:

1. Быховская И.М. Прикладная культурология: знание в действии // Культурология. Фундаментальные основания прикладных исследований. — М.: Смысл, 2010.

2. Быховская И.М. Прикладная культурология: потенциальное vs актуальное // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. — 2011. — № 4. — С. 4–12.

3. Джонсон Р. Так что же такое культурные исследования? // Логос. — 2012. — № 1 (85). — С. 80–135.

4. Куренной В. Исследовательская и политическая программа культурных исследований // Логос. — 2012. — № 1 (85). — С. 14–79.

5. Малки М. Знание и полезность: импликации для социологии знания // Знание: собственность и власть. Хрестоматия. — М.: ИСПИ РАН, 2010. — С. 91–111.

6. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. — М.: Прогресс, 1976. — 251 с.

7. Шампань П., Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л. Начала практической социологии. — М.: Ин-т экспериментальной социологии, 1996. — 238 с.

8. Юревич А.В. Еще раз о «схизисе» исследовательской и практической психологии // Методология и история психологии. — 2010. — Т. 5. — Вып. 3. — С. 90–104.

9. Kersen T.M. Insider/Outsider: The Unique Nature of the Sociological Perspective and Practice // Journ. of Applied Social Science. 2016. Vol. 10 (2): 104–112.

10. Lipsitz G. Listening to Learn and Learning to Listen: Popular Culture, Cultural Theory, and American Studies // American Quarterly. 1990. Vol. 42 (4). P. 615–636.

11. Shanks B. From the Culture Concept to Cultural Studies // American Studies. 1997. Vol. 38 (2). P. 95–116.

12. Turner G. What's Become of Cultural Studies? L.: SAGE, 2012.

Развитие прикладной культурологии как значимой составляющей культурологического познания, как и на стадии своего оформления и «кристаллизации», сохраняет в качестве одного из принципиальных вопросов для дальнейшей разработки проблему сопряжения концептуально-теоретической схемы объекта / предмета изучения и той «технологически» пригодной модели, на которой может строиться конкретное прикладное культурологическое исследование. Этот аспект является важной компонентой работы по развитию методологической базы прикладных исследований не только в области культурологии, но и в других сегментах социально-гуманитарного познания, представители которых также не раз отмечали, что, являясь базисным для развития прикладного знания, этот вопрос остается весьма проблемным и недостаточно продвинутым. На протяжении десятилетий проблема достижения реальной связи между теоретическими штудиями и практическими исследовательскими действиями, обеспечения трансформации концептуального знания в прикладное, но при этом научно-фундированное присутствует в «повестке» социально-гуманитарных дискуссий, ведущихся практически во всех областях социального и гуманитарного блока [5–7; 9; 12]. Важно подчеркнуть, что, акцентируя этот аспект, мы имеем в виду не столько процесс развития самих исследовательских практик — его количественные показатели весьма масштабны, хотя далеко не всегда совпадают с качественными, о чем также говорят представители разных наук [8]. Речь идет именно о разработке оснований таких исследований, об их концептуально-методологической обеспеченности.

Независимо от степени артикулированности данной проблемы в рамках той или иной школы/традиции, связанных с изучением культуры, она неизбежно присутствует (пусть даже и в латентном варианте) в любой из них, когда практическая ориентированность (хотя бы в той или иной мере, пусть не в целом, а лишь в какой-то отдельной подсистеме знания) так или иначе заявлена или просто даже подразумевается. Конечно, эвристический потенциал разных направлений в изучении культуры для прикладной культурологии не равнозначен, как и различен сам характер их влияния. Одни из них могут рассматриваться как своего рода методологические опорные конструкции (например, структурно-функциональный подход, семиотика культуры, игровая концепция культуры и др.); другие стали благодатной почвой для исследований прикладного характера уже в силу самой их проблематики (например, гендерный анализ, культурная география, лингвокультурология и др.); третьи в силу своей базовой ориентированности на социально актуализированную проблематику имманентно содержали импульс выдвижения практико-ориентированного подхода (например, «культурные исследования»). Очевидно, что названные теоретико-методологические традиции по своей значимости выходят далеко за рамки их «навигационного потенциала» именно для прикладного культурологического анализа. Однако, даже не будучи с ним непосредственно сопряжены (и концентрируясь главным образом на разработке теоретикопознавательных аспектов), названные подходы дают своего рода концептуально-методологические лекала для научного обоснования прикладных исследований. Позволю себе использовать этот термин исходя из его определения в «Большом толковом словаре» (лекало — чертежный инструмент для вычерчивания кривых линий) и той непрямой связи, которая соединяет теоретические концепции и конкретные прикладные исследования.

Для Цитирования:
Быховская И.М., «Культурные исследования»: эвристические ресурсы и лекала для прикладной культурологии. Ученый совет. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: