По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 94

Культурное наследие как инструмент культурологического образования

Калита Светлана Павловна кандидат культурологии, доцент, директор Центра культурного наследия и инновационных проектов в культуре, искусстве и образовании ФГСО РУДН, доцент кафедры теории и истории культуры ФГСН РУДН Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 7 E-mail: sve-kalita@yandex.ru

В статье показано, что обращение к истокам, корням дает возможность личности осознать себя и свое место в мире, а культурологическое образование, которое во многом является базисом для подобного осмысления, помимо знаний по теории и истории культуры, культурологических концепций и в то же время именно на их основе, дает возможность молодому человеку выстроить правильные жизненные сценарии.

Литература:

1. Дьячков А.Н. Культурное наследие // Российская музейная энциклопедия. — Т. 1. — М., 2001.

2. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. — М., 1989.

3. Луков Вал.А. Воспитание как ответ на вызовы глобализации // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 4.

4. Черниловский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. — М: ЮНИТИДАНА, 2002.

Проблема культурного наследия в настоящее время является актуальной в разных сферах — в политике, образовании, экономике, воспитании. Под термином «культурное наследие» будем понимать «совокупность объектов культуры и природы, отражающих этапы развития общества и природы и осознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации» [1, c. 312]. А именно культурологическое образование, в свою очередь, обеспечивает обратную связь со всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой и т.д. Культурологическая компетенция, испытывая на себе влияние разных сфер жизни, аккумулируя и интегрируя воздействия внешнего мира, помогает превратить получаемые из разных источников знания в устойчивые формы опыта, а также формирует адекватную систему ценностей. В результате культурологического воздействия формируется творческий субъект, способный развивать знания, расширять сферу деятельности, преобразовывать себя. Такой человек обретает возможность раздвинуть границы социального пространства и ориентироваться в глобализирующемся мире.

Очевидно, что «рассматривать глобализацию лишь как врага воспитания было бы неправильно и неперспективно. Мир меняется, меняется и воспитание. Да, его система консервативна, но не следует видеть в этом ее главное достоинство. Человек развивается, мир его становится шире, доступней, понятней. А значит, в эпоху глобализации проблемы воспитания состоят не в том, чтобы строить баррикады на пути мировой интеграции, а в том, как, какими путями и при помощи каких средств формировать в человеке человеческое — то, что убережет его и человечество от нравственного разложения, духовного опустошения и физической гибели» [3, c. 103].

Культурное наследие является самостоятельной и значимой категорией ценностей, которая несводима к понятиям «условия» и «ресурсы». Культурное наследие — нечто более важное. Оно по своей сути является потенциалом развития человеческого сообщества, выполняя при этом функцию исторической памяти народа. Именно культурное наследие способствует продуцированию социального оптимизма, государственного патриотизма, национального единства и других позитивных гражданских качеств, которые необходимы гражданам. Но более всего эти качества нужны молодому поколению. Как писал академик Лихачев, «память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, “накопленной” культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство» [2, c. 201].

Для Цитирования:
Калита Светлана Павловна, Культурное наследие как инструмент культурологического образования. Ученый совет. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: