Обладая силой знания, мощной интеллектуальной и гуманитарной базой, человек и общество обретают возможность внутренней мобилизации — другими словами, ресурс развития. Социально-политические, экономические и духовно-культурные сферы глубоко взаимосвязаны друг с другом, поскольку они объединены разумной волей человека творящего, который производит предметный и смысловой мир культуры и передает свой социальный опыт, техники и технологии последующим поколениям через систему знаний.
Возрастающая сложность в организации социальной жизни и политических отношений на современном этапе ставит перед образованием как системой, интегрированной в социокультурную структуру общественных связей, ряд новых задач. Для их реализации необходимы новые подходы, рассчитанные на применение современных интеллектуальных стратегий и тактик деятельности. Они предполагают, что в рамках образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки формируются качества, которые помогут выпускнику высшего учебного заведения занять активную позицию субъекта социальных и экономических действий, решая при этом индивидуальные духовные и экзистенциальные проблемы. Основанием его действий выступает интегральная профессионально-творческая способность, которая проявляется как подготовленность к решению определенного класса социально-практических и профессиональных задач. Для носителя гуманитарной культуры она заключается в следующих базовых и профессиональных компетенциях: на индивидуально-личностном уровне — степень аналитичности мышления, гибкость и креативность мышления, точность восприятия информации и скорость ее обработки, критичность мышления, стратегическое видение проблемы, способность прогнозировать; на социально-психологическом уровне — навыки и способности к общению, мотивация к труду, развитость рефлексии и саморефлексии; на социокультурном уровне — ценностно-мировоззренческая ориентация, этический критерий деятельности, социальная ответственность, созидательная направленность труда; на универсально-профессиональном уровне — поисковая активность, творческий подход, способность к диалогу, владение информационными технологиями и иностранными языками.