По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Культурно-образовательная сфера в проекте российской модернизации*

Жукова Ольга Анатольевна доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор, профессор кафедры культурологии, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Россия, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, e-mail: kafedra-kult@mail.ru

В статье показано, что культура и образование в современных условиях могут рассматриваться в качестве «модератора» и «медиатора» общества, идущего путем сложных социокультурных преобразований. Они являются, по сути, переводчиками и духовными коммуникаторами в межличностном общении и социально-политическом диалоге различных групп общества.

Литература:

1. Жукова О.А. Духовно-культурная стратегия развития личности и общества в контексте социальных изменений в России // Развитие личности. — 2010. — № 1. — С. 123–133.

2. Жукова О.А. Духовный опыт и культура разума: религиозно-философская традиция в университетском образовании // Культурологический журнал. — 2011. — № 1(3). Электронный журнал www.cr-journal.ru и др.

3. Жукова О.А. История русской культуры в вузе: историческое знание и духовная традиция // Вопросы истории. — 2007. — № 8. — С. 3–9.

4. Жукова О.А. Как изучать русскую культуру? Гуманитарная стратегия в системе вузовского образования // Вопросы культурологии. — 2008. — № 9. — С. 42–45.

5. Какой тип культуры складывается в современной России? Круглый стол 12 марта 2010 года // Вопросы культурологии. — 2010. — № 8. — С. 93–120/107–110 (соавторы Агошков А.В., Васильев А.Г., Жукова О.А., Запесоцкий А.С., Иконникова С.Н., Мосолова Л.М., Хренов Н.А. и др.).

Обладая силой знания, мощной интеллектуальной и гуманитарной базой, человек и общество обретают возможность внутренней мобилизации — другими словами, ресурс развития. Социально-политические, экономические и духовно-культурные сферы глубоко взаимосвязаны друг с другом, поскольку они объединены разумной волей человека творящего, который производит предметный и смысловой мир культуры и передает свой социальный опыт, техники и технологии последующим поколениям через систему знаний.

Возрастающая сложность в организации социальной жизни и политических отношений на современном этапе ставит перед образованием как системой, интегрированной в социокультурную структуру общественных связей, ряд новых задач. Для их реализации необходимы новые подходы, рассчитанные на применение современных интеллектуальных стратегий и тактик деятельности. Они предполагают, что в рамках образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки формируются качества, которые помогут выпускнику высшего учебного заведения занять активную позицию субъекта социальных и экономических действий, решая при этом индивидуальные духовные и экзистенциальные проблемы. Основанием его действий выступает интегральная профессионально-творческая способность, которая проявляется как подготовленность к решению определенного класса социально-практических и профессиональных задач. Для носителя гуманитарной культуры она заключается в следующих базовых и профессиональных компетенциях: на индивидуально-личностном уровне — степень аналитичности мышления, гибкость и креативность мышления, точность восприятия информации и скорость ее обработки, критичность мышления, стратегическое видение проблемы, способность прогнозировать; на социально-психологическом уровне — навыки и способности к общению, мотивация к труду, развитость рефлексии и саморефлексии; на социокультурном уровне — ценностно-мировоззренческая ориентация, этический критерий деятельности, социальная ответственность, созидательная направленность труда; на универсально-профессиональном уровне — поисковая активность, творческий подход, способность к диалогу, владение информационными технологиями и иностранными языками.

Для Цитирования:
Жукова Ольга Анатольевна, Культурно-образовательная сфера в проекте российской модернизации*. Ученый совет. 2014;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: