Статья поступила 19.08.2020
Процесс глобализации активно развивается, но в то же время приводит к некоторым неудачам, что порождает негативное отношение к этому явлению. Появление новых благоприятных форм развития довольно часто сопровождается кризисными явлениями.
Под глобализацией обычно понимается формирование единого мира и взаимосвязи обществ во всех аспектах: политическом, экономическом и культурном, что оказывает влияние на качество фундаментальных исторических процессов, создает иные движущие силы, новые механизмы и новые направления.
К чему приведет глобализация и каковы ее перспективы — эти вопросы волнуют многих исследователей. В частности, называются несколько возможных сценариев развития событий.
Первый — построение мирового сообщества, основанного на принципах демократии и либеральных ценностях, или, по сути, продолжение «большого модерна» и «фаустовской» культуры, проникнутой духом активности и стремлением к власти.
Второй — это проект постмодернизации, предполагающей появление наднациональной «Вселенной» (универсума), в социокультурном плане это своеобразный коллаж или ковер ценностей, эклектический микс Запада и Востока, юга и севера, а по сути, план принуждения к глобализму.
Третий — проект «гуманистического» гуманизма, направленный на формирование многополярного и многогранного сообщества стран и народов. Этот проект основан на принципе диалога культур и цивилизаций, базируется на реальном процессе интернационализации, где развитие экономики сочетается с формированием нового этноса и мирового устройства. Понятию гуманизма возвращаются истинное значение и смысл — человеческое измерение, ценности жизни и творческих усилий индивида, основанных на существовании высоких моральных мотивов и норм.
Стратегия глобализации с «человеческим лицом» предполагает сбалансированное соотношение духовных и материальных факторов, нравственных и утилитарных приоритетов.
Стоит признать, что рынок подчас наделяется поистине магическими свойствами решать все проблемы и, руководствуясь не только «удобством», оправдывает любые инстинкты и нормы поведения с моральной точки зрения. Понятно, почему любой Nouveau riche или просто стяжатель, который не доказал свое превосходство над другими ничем, кроме кошелька или банковского счета, может презирать и судить тех, кто в духовном и моральном отношении вполне достоин называться «развитым». Непонятно, почему не принимается во внимание то, что сытость человека потребительского общества не сделала его (в массовом масштабе) духовно и морально выше и лучше тех, кто не преуспел в материальном благополучии. Главное, однако, заключается в том, что, поскольку ресурсы планеты ограниченны, потребительское общество не может быть признано прочным и долговечным. Из чего следует, что рано или поздно перестраиваться придется всем, и в первую очередь потребительскому авангарду Запада [3].