Статья поступила 14.04.2015 г.
В постсоветский период отечественной истории культурная политика прошла как минимум три этапа развития, обозначенные сменой базовых ориентиров и приоритетов. Эти приоритеты можно условно определить как смену доминирующих парадигм восприятия феномена культуры в социокультурном пространстве: «культура как свобода» — «культура как товар» — «культура как ценность».
Первый этап можно обозначить 1991–1999 гг. В этот период закладывалась новая российская государственность, основанная на демократических свободах и рыночной экономике. Исходным ориентиром культурной политики стал отказ от государственной идеологии как смыслового и сущностного наполнения стратегии социокультурного развития. В Российской Конституции было законодательно закреплено положение, декларирующее полный отказ от любой доминирующей идеологии. В Статье 13 указывалось: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [4].
Эти исходные тезисы определили приоритеты культурной политики, кото- 9 рые заключались в обеспечение и защите конституционных прав граждан на культурную деятельность, включая гарантии невмешательства государства в творческие процессы [2. С. 5]. Полная свобода творчества в любых формах, свобода творческих союзов и объединений, свобода региональных, этнических и конфессиональных проявлений культурной активности стали яркими приметами времени.
В настоящее время подобный отказ от идеологии воспринимается как социальный идеализм. Государство, отказавшись от приоритетного права формулирования и продвижения национальной идеологии, фактически препоручило этот важнейший процесс иным «акторам» социальной реальности, а именно финансовым и политическим элитам, которые через подконтрольные им СМИ, через массовую коммерческую культуру, шоу-бизнес и т. п. стали продвигать в общество новую идеологию, ориентированную на англосаксонский секулярный вариант протестантизма, основанного на культе индивидуализма, личной успешности, обогащения. Объективный процесс классовой дифференциации общества, неизбежный при переходе к капиталистическим отношениям, усилился процессом социокультурным.