Статья поступила 01.10.2017 г.
Исследования человеческого капитала на фоне острого и нарастающего структурного дефицита человеческих ресурсов в отечественном социально-экономическом комплексе актуализируют потребность изучения проблем, связанных с социальными и экономическими условиями жизнедеятельности различных поколений. Массовый выход многочисленных поколений 1950–1960-х гг. рождения из трудоспособных возрастов и неизбежное перемещение их в число социальных иждивенцев происходит на фоне их замещения малочисленными поколениями. Требуется принятие комплекса решений не только по коррекции возрастов выхода на пенсию. Не исключена и целесообразность «разведения» понятий «пенсионный возраст» и «трудоспособный возраст», что гарантировало бы защиту от увольнения трудоспособных работников по достижении пенсионного возраста и побуждало работодателей принимать дополнительные меры социальной защиты, повышения квалификации, переобучения персонала.
Сформировалась общественная потребность адресного «структурного маневра» в сфере занятости применительно к конкретной социальной группе — населению старших возрастов. Содержанием и ожидаемым результатом такого маневра может стать не только расширение экономического пространства занятости пожилых, но и социального пространства их жизнедеятельности. Еще более важным результатом, трудно поддающимся экономической оценке, является социальная консолидация поколений, осознание подлинной ценности накопленного человеческого капитала старших поколений.
Модель пенсионной системы, переживающая стадию перманентного реформирования в последние годы, еще не получила общественного признания. По-видимому, изменения требует не столько сама модель, сколько положенные в ее основу ценности и принципы отношения общества к населению старших возрастов. Реакции власти и общества на эти явления и процессы представляют собой очевидные барьеры и ограничения в части сбережения и использования накопленного человеческого капитала старших поколений.