Производственная система — это такая система взаимодействия между людьми, механизмами, оборудованием и материалами, которая позволяет получать продукцию на данном производстве. Производственные системы бывают двух типов: хорошие и плохие. В хорошей производственной системе потери — материалов, времени сотрудников, ресурсов и так далее — минимальны, а прибыль, как следствие, максимальна. Хорошая система постоянно совершенствуется, сотрудники вознаграждаются пропорционально вкладу в это совершенствование, а по карьерной и профессиональной лестнице поднимаются умные и компетентные люди с горящими глазами.
В плохой производственной системе потери гораздо выше, и все попытки улучшить ситуацию приводят только к еще большим потерям — за счет увеличения ненужного контроля, бесполезной отчетности и количества руководителей, что ведет к потере эффективности, а не к ее увеличению. Для плохой производственной системы характерно, что ее изменением занимаются люди, которые же и препятствуют ее улучшению. За рубежом, например, для кардинального изменения производственной системы нанимаются кризис-менеджеры, основная задача которых заключается в увольнении людей, которые блокируют изменения.
Хорошая система непрерывно совершенствуется, плохая — постоянно деградирует.
Задача любой современной производственной системы — повышение прибыли за счет сокращения всех видов потерь, а основные принципы — прозрачность и здравый смысл. Если вы не можете простыми словами и за пять минут объяснить, как что‑либо приносит прибыль в краткосрочной или долгосрочной перспективе, за это браться не стоит. Все потери времени сотрудников на ненужные отчеты, совещания, согласования, которые в японском языке называют «муда», должны быть исключены из производственного процесса. Основные из них представлены на рис. 1.
Под прозрачностью понимается существование непрерывного, двустороннего потока информации между высшими и низшими уровнями организационной системы. Генри Форд придумал конвейер, когда устал бегать по складам за деталями, так что одна из важнейших задач руководителя заключается в том, чтобы проводить часть своего времени на том уровне, где зарождаются проблемы, и получать информацию непосредственно из общения с рабочими, а не из отчетов, и самостоятельно, простым языком доносить цели и задачи, которые стоят перед ними. Один генеральный директор провел интересный эксперимент: он донес некую информацию до своих заместителей и попросил ее передать всем сотрудникам. После он сравнил то сообщение, которое получили сотрудники, с тем, что он говорил своим заместителям, и информация не совпала.