* Продолжение. Начало см.: Вопросы культурологии. 2015. № 3–11. 2016. № 1.
Статья поступила 13.12.2012 г.
Империя и православие в России
Для понимания русской культуры необходимо учесть то, что Россия с 1721 г. являлась империей, то есть государством, объединившим в себе множество наций. Стало быть, проблема мультикультурного, многонационального (имперского) сознания была (да и является) для России актуальной. Формирование многонационального Русского государства стало возможным лишь после принятия христианства, которое обращено к общечеловеческим ценностям и законы которого, согласно Библии, применимы в одинаковой мере ко всем народам. Иначе говоря, например, если в исламских странах права немусульман, как правило, резко ограничены, то в христианских обществах перед законом все равны. Собственно говоря, объединение разных племён в единое государство было одной из задач реформы князя Владимира в 988 г.
Существенную роль в развитии имперского сознания сыграла идея мессианства русского народа, опиравшаяся на концепцию, предложенную в XV в. дьяком Филофеем: «Москва — третий Рим» (при этом Московское государство 55 неофициально называлось вторым Израилем). Основная идея этой концепции состоит в постулировании духовной ответственности православных людей за всё человечество. Здесь не шла речь о том, что русские люди кого-то силой приведут к православию, как раз наоборот — предполагалось, что примером своего благочестия и любви к Богу русский народ образует такую духовную среду, в которой будет высокой вероятность духовного спасения всех остальных народов, причём не обязательно православных. Так же как Господь может помиловать город, если в нём наберётся 10 праведников, так и всё человечество Бог помилует, если в нём будет хотя бы один народ, любящий Бога. Через человека как единственного разумного существа на земле мир либо молится, либо богохульствует; так и через православный народ человечество идёт либо ко спасению, либо к погибели. В этом отношении уместно вспомнить слова В. С. Соловьёва, который уже в конце XIX в. справедливо писал: «Спасающийся спасётся. Вот тайна прогресса — другой нет и не будет»1.