Для того чтобы представить себе культуру как социальное образование во всей полноте ее системных функций, нужно в первую очередь определить место культуры в общей структуре человеческой жизнедеятельности. Здесь предлагается представление о человеческой жизнедеятельности, состоящей из трех основных и нескольких дополнительных видов актуальной практики. В числе основных видов следует назвать:
• жизнеобеспечение, реализуемое в формах:
— экономики (во всех ее многообразных сферах производства, потребления, распределения и обмена), — различных приемов освоения, структурирования и оборудования используемого пространства;
• познание окружающего мира, реализуемое методами:
— эмпирико-аналитическим (наука),
— образным (искусство, литература),
— умозрительным (философия, религия, мистика и пр.);
• организацию социального взаимодействия между людьми, в котором выделяются сферы:
— ненормативного взаимодействия, как намеренного (преступность, насилие), так и ненамеренного (случайное, ситуативное, девиантное и иные типы поведения),
— нормативного взаимодействия, которое и называется словом «культура».
Разумеется, одновременно широко развиты и области социальной практики, имеющей общие для всех названных видов функции, определяемые здесь как дополнительные. Например:
• образование как обучение всем актуальным сферам деятельности и миропонимания;
• право как систематизация всех допустимых форм деятельности;
• политика как управление людьми во всех сферах их деятельности (включая военное дело) и иные области практики.
И тем не менее основными видами социальной жизнедеятельности человека представляются именно три названных вида: жизнеобеспечение, познание и взаимодействие.
В этом контексте культура в своей главной социальной функции может быть понята, осмыслена и исследована как программа нормативного социального взаимодействия людей. В этой функции культура высокосистемна и имеет хорошо структурированную морфологию, которая включает разные подсистемы. Можно выделить четыре подсистемы культуры, обеспечивающие: