По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316 DOI:10.33920/nik-02-2111-04

Культура как социальная система

Флиер Андрей Яковлевич д-р филос. наук, проф., главный научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, проф. Московского государственного лингвистического университета, Россия, 119072, Москва, Берсеневская набережная, д. 18-20-22, стр. 3, эл. адрес: andrey.flier@yandex.ru

В статье культура осмысливается как социальная система. Это обусловлено тем, что все многообразие функций культуры, так или иначе, связано с одним главным системообразующим фактором. Культура как особый феномен человеческого существования проявляет себя только тогда, когда жизнедеятельность людей принимает групповой характер и между ее участниками возникает системное взаимодействие. Культура — это наиболее общая манифестация норм группового существования людей и их социальной коммуникации. Однако автор показывает, что война, насилие, преступность и т.п. — это тоже формы группового взаимодействия и коммуницирования, и весьма распространенные. В общественных науках уделяется внимание и «культуре насилия», поскольку она тоже имеет социально организованные и нормативные формы. Однако в данной статье автор обращается к культурологии, изучающей в первую очередь конструктивные и нормативные образцы коллективного взаимодействия и коммуницирования, обеспечивающие его позитивные, созидательные, а не разрушительные результаты. При этом культура рассматривается как исторически сложившийся способ жизнедеятельности людей, который обеспечивает конструктивный и позитивный социальный результат их групповой активности.

Литература:

1. Аванесова Г.А. Динамика культуры (или культурная динамика) // Культурология. ХХ век [Текст]. — Энциклопедия. — В 2 т. — Т. 1. — СПб.: Университетская книга, 1998. — 446 с. — С. 174–175.

2. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность [Текст]: лекции / О.Н. Астафьева; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. — М.: Изд-во РАГС, 2010. — 68.

3. Бекман И.Н. Информатика: курс лекций. Техническая информация и энтропия в историческом контексте. — М.: Наука, 2008. — 22 с.

4. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима [Текст] / Г.С. Кнабе. — [Б. м.]: Индрик, 1993. — 527 с.

5. Лем С. Философия случая / Станислав Лем. — М.: АСТ, 2007 (Самара: Самарский Дом печати). — 767 с.

6. Флиер А.Я. Вектор культурной эволюции // Обсерватория культуры. — 2011. — № 5. — С. 4–16.

1. Avanesova G.A. Dinamika kul'tury (ili kul'turnaya dinamika) // Kul'turologiya. KHKH vek [Tekst]. — Entsiklopediya. — V 2 t. — T. 1. — SPb.: Universitetskaya kniga, 1998. — 446 s. — S. 174–175.

2. Astaf'yeva O.N. Kul'turnaya politika: teoreticheskoye ponyatiye i upravlencheskaya deyatel'nost' [Tekst]: lektsii / O.N. Astaf'yeva; Rossiyskaya akad. gos. sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii. — M.: Izd-vo RAGS, 2010. — 68.

3. Bekman I.N. Informatika: kurs lektsiy. Tekhnicheskaya informatsiya i entropiya v istoricheskom kontekste. — M.: Nauka, 2008. — 22 s.

4. Knabe G.S. Materialy k lektsiyam po obshchey teorii kul'tury i kul'ture antichnogo Rima [Tekst] / G.S. Knabe. — [B. m.]: Indrik, 1993. — 527 s.

5. Lem S. Filosofiya sluchaya / Stanislav Lem. — M.: AST, 2007 (Samara: Samarskiy Dom pechati). — 767 s.

6. Fliyer A.YA. Vektor kul'turnoy evolyutsii // Observatoriya kul'tury. — 2011. — № 5. — S. 4–16.

Для того чтобы представить себе культуру как социальное образование во всей полноте ее системных функций, нужно в первую очередь определить место культуры в общей структуре человеческой жизнедеятельности. Здесь предлагается представление о человеческой жизнедеятельности, состоящей из трех основных и нескольких дополнительных видов актуальной практики. В числе основных видов следует назвать:

• жизнеобеспечение, реализуемое в формах:

— экономики (во всех ее многообразных сферах производства, потребления, распределения и обмена), — различных приемов освоения, структурирования и оборудования используемого пространства;

• познание окружающего мира, реализуемое методами:

— эмпирико-аналитическим (наука),

— образным (искусство, литература),

— умозрительным (философия, религия, мистика и пр.);

• организацию социального взаимодействия между людьми, в котором выделяются сферы:

— ненормативного взаимодействия, как намеренного (преступность, насилие), так и ненамеренного (случайное, ситуативное, девиантное и иные типы поведения),

— нормативного взаимодействия, которое и называется словом «культура».

Разумеется, одновременно широко развиты и области социальной практики, имеющей общие для всех названных видов функции, определяемые здесь как дополнительные. Например:

• образование как обучение всем актуальным сферам деятельности и миропонимания;

• право как систематизация всех допустимых форм деятельности;

• политика как управление людьми во всех сферах их деятельности (включая военное дело) и иные области практики.

И тем не менее основными видами социальной жизнедеятельности человека представляются именно три названных вида: жизнеобеспечение, познание и взаимодействие.

В этом контексте культура в своей главной социальной функции может быть понята, осмыслена и исследована как программа нормативного социального взаимодействия людей. В этой функции культура высокосистемна и имеет хорошо структурированную морфологию, которая включает разные подсистемы. Можно выделить четыре подсистемы культуры, обеспечивающие:

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Культура как социальная система. Ученый совет. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: