По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304

Культура как символическая деятельность

Флиер Андрей Яковлевич главный научный сотрудник Экспертно-аналитического центра развития образовательных систем в сфере культуры Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доктор философских наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2, E-mail: andrey.flier@yandex.ru

Важнейшей составляющей социального пространства культуры и фактически наиболее распространенной в массовом сознании формой культуры является символическая деятельность и ее продукция, то есть процесс и результат производства символических изделий, потребных всякому сообществу на том или ином этапе его истории. Символические изделия природой не производятся. Собственно, символические продукты производятся только людьми и только специальным целенаправленным образом. В статье показано, что насыщение социальной жизни символическими формами, с одной стороны, способствует обучению населения нормам желательного социального поведения и, с другой стороны, с помощью символических форм осуществляется мощнейшее влияние на практическую регуляцию такого поведения.

Литература:

1. Адорно Т. Эстетическая теория. — М.: Республика, 2001.

2. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. — М.: Прогресс, 1976.

3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин. Избранные эссе. — М.: Медиум, 1996.

4. Борев Ю.Б. Эстетика: в 2 т. — Т. 2. — Смоленск: Русич, 1997.

5. Горяинова О.И. Диалектика социализации: миф и культурный сценарий // Власть. — 2013. — № 1. — С. 72–75.

6. Диалог Лапласа с Наполеоном. — URL: https://fr.wikipedia.org/wiki/PierreSimon_de_ Laplace (дата обращения: 16.02.2014).

7. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: Педагогика-пресс, 1994.

8. Каган М.С. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972.

9. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. — М.: Искусство, 1992.

10. Мимесис // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004 и др.

11. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.

12. Пелипенко А.А. Дуалистическая революция и смыслогенез в истории: Учебное пособие для вузов. — М.: УРСС, 2010.

13. Смирнов Ю.А. Лабиринт. Морфология преднамеренного погребения. — М.: Восточная литература, 1997.

14. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. — М.: Прогресс, 1984.

15. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л.: Наука, 1974.

16. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. — СПб.: Алетейя, 1998.

17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат, 1991.

18. Coppens Y. Origines de l'homme. De la matière à la conscience. — Paris: De Vive Voix, 2010.

Очень сложным вопросом, уже много веков являющимся предметом научных и философских дискуссий, оказывается проблема социальной полезности символического производства и, в частности, искусства и религии [9]. Представляется, что в интересах системного научного познания культуры допустимо использование «вульгарного социологического» понимания социальной полезности символического аспекта жизни общества. В соответствии с ним можно сказать, что символическая деятельность и ее продукция в ее основных проявлениях (искусство, религия, этнографические ритуалы, социальный этикет) нужны обществу в первую очередь для обучения людей правилам нормативного социального поведения и стимулирования добровольного исполнения этих правил, демонстрации эталонных примеров одобряемого и осуждаемого поведения, иерархии предпочитаемых ценностных построений и т.п. Разумеется, писатель или художник, создавая свои произведения, об этом не задумываются. Но практический социальный эффект их творчества в большой мере заключается именно в этом.

В животном мире обучение правилам и порядкам коллективной жизни в популяции происходит преимущественно посредством импринтинга — автоматического воспроизводства детенышами образцов поведения их родителей, запечатлеваемых в их памяти более или менее подсознательно [7]. У человеческих детей в младенческом возрасте происходит то же самое. Но социальное поведение человека во взрослом возрасте как по числу разнообразных жизненных ситуаций, в которые он попадает, так и по вариантам возможной реакции на них во много раз сложнее, многообразнее, изощреннее, нежели образцы, запечатленные в его памяти в детстве. Поэтому человека приходится учить правильному социальному поведению всю жизнь, корректировать его непроизвольные эмоциональные реакции, стимулировать добровольное следование рекомендуемым образцам и пр. Решению этой задачи наряду с прочими своими функциями служат искусство и религия, мораль и нравственность, система социальных обычаев и ритуалов, а также, разумеется, общее образование и воспитание. Та чрезвычайно значимая роль в жизни общества, которую играют перечисленные формы символического производства (художественные и нехудожественные), а также процессы обучения и управления человеческим поведением, свидетельствует о столь же чрезвычайной важности этого аспекта социальной жизни.

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Культура как символическая деятельность. Ученый совет. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: