По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Культура дерева: знание и участие

Илья Смолин Нижегородский выставочный комплекс, Нижний Новгород
Надежда Уткина кандидат исторических наук, Музей Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород

Категории «знание» и «участие» в музейном деле — связанные понятия. Действуя вместе, они усиливают друг друга, а существуя раздельно, порой совершенно бесплодны. В статье рассматриваются примеры удачного союза знания и участия, искусства и природы, художника и зрителя в музейных проектах природного парка «Воскресенское Поветлужье», расположенного на севере Нижегородской области. Авторы рассказывают о необходимости концептуального осмысления форм передачи музейной информации и работы с посетителями в практике провинциальных музеев.

Литература:

1. Бойс (Beuys), Йозеф (1921– 1986) // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В.В. Бычкова. — М.: РОССПЭН, 2003. — 607 с.

2. Смолин И.А. Тотальная инсталляция — фактор реанимации пространства провинциального музея // Труды конференции «Покровские дни», номер 7. — Н. Новгород, 2016. — С. 54–55.

3. Смолин И.А., Уткина Н.А. Коллекции по истории лесозаготовки и лесосплава в Заветлужье: опыт собирания, изучения и экспонирования // Нижегородский музей. — 2017. — № 31. — С. 140–161.

4. Смолин И.А., Уткина Н.А. Система открытых локаций как обобщенный образ Поветлужской «культуры дерева» // Краеведческие находки и открытия: материалы межрайонной краеведческой конф. (28 октября 2016 г.). Красные Баки: Краснобаковский исторический музей, 2017. — 86 с.

5. Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. — М.: «Индрик», 2003. — 528 с.

Под знанием о «культуре дерева» подразумевается совокупный массив представлений об особом культурном варианте мироустройства «лесной цивилизации», характерном для данной местности (Нижегородское Заволжье) с его специфическим типом освоения пространства, связанным с добычей, обработкой и использованием древесины, породившим определенный тип характера носителя данной культуры [4, С. 38–39].

«Культура дерева» выступает и как этнографическая категория, включающая в себя объекты материальной культуры (инструменты и технологии, типы жилищ и транспорта, одежда, бытовая утварь и т.п.), явления культуры духовной (фольклор лесорубов и сплавщиков, обрядовая магия и т.п.), а также целый набор ментальных характеристик (типов личностей, правил поведения, отношений людей между собой и с окружающей природой) [5, С. 8–9].

Север Нижегородской области — лесной ландшафт реликтовой южной тайги и одна из территорий, причисляемых к «культуре дерева». Здесь проблема сохранения природного разнообразия и защиты окружающей среды сопряжена с изучением и сохранением человека — носителя этой культуры. В довольно рядовом складе местной жизни сложилась небанальная история, где работа музея по изучению всех составных частей обширной «культуры дерева» способствует решению не только своих, но и условно «чужих» проблем (общих для многих регионов), касающихся сохранения институтов социальной памяти. И если еще недавно существовавшая школа (закрыта в 2010 году на фоне негативных демографических тенденций) отчасти справлялась с этой функцией на уровне младшей возрастной группы, то сегодня здесь остался лишь музей. Один музей.

Здание двухэтажного деревянного особняка конца XIX века (в годы революции покинутое хозяином — крупнейшим лесопромышленником Егором Ивановичем Яранцевым, оставшимся истопником при собственном же национализированном лесном заводе) сначала приняло в свои стены комсомольскую ячейку, долго терпело школу-девятилетку, а когда школы не стало, совсем опустело. Деревенская улица отдавала дом за домом реке Усте, которая медленно подходила и к особняку Яранцева.

Для Цитирования:
Илья Смолин, Надежда Уткина, Культура дерева: знание и участие. Музей. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: