По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Культура безопасности и эффективность производственной деятельности

Понятие «эффективность предприятия» является одним из ключевых в его экономике. Однако в гонке за эффективностью зачастую на второй план отодвигается культура безопасного труда. Между тем именно формирование правильной культуры безопасности помогает предприятию быть эффективным. Как же создать на предприятии эффективную культуру безопасности? С чего следует начать и как развивать данное направление, рассказывает президент Ассоциации «СИЗ» Владимир Иванович Котов.

— Основная цель при работе над повышением культуры безопасности на предприятии — донести до работников то, что они сами формируют свое здоровое ресурсное будущее. В первую очередь необходимо укрепить в понимании людей важность и ценность не просто самой жизни, а именно качества жизни, которое они МОГУТ и ДОЛЖНЫ иметь на протяжении всего времени своего существования в этом мире. Если люди захотят в преклонном возрасте находиться в хорошем ресурсном состоянии, быть активными, здоровыми, работоспособными, готовыми наслаждаться жизнью и получать массу положительных эмоций, постоянно открывая для себя что-то новое, в том числе путешествуя по миру и получая новые знания и навыки, тогда они будут заинтересованы во внедрении культуры безопасности. Пожалуй, это самая важная мотивация, а остальное — уже тактика. Так, безусловно, важно уметь выявлять опасности и определять риски на каждом рабочем месте. Затем в результате организационных мероприятий, изменений в соответствующих бизнес-процессах необходимо добиваться снижения воздействия выявленных рисков, а уж затем в обязательном порядке следует уделять внимание осознанности использования СИЗ на производстве. И на каждом из этих этапов главным примером для сотрудников должны стать первые лица предприятия.

...На этапе внедрения важно поощрять лояльных сотрудников, исповедующих и поддерживающих утвержденные правила и нормы...

Очень действенной здесь является система «кнута и пряника». «Пряник» в данном случае — это обучение работников правильному применению СИЗ, развитие компетенций персонала и другие направления образования. Важно, чтобы люди были, скажем так, лишены права на незнание. На этапе внедрения важно поощрять лояльных сотрудников, исповедующих и поддерживающих утвержденные правила и нормы. Параллельно следует проводить тесты и инструктажи, развивать систему автоматизированных допусков/недопусков на рабочее место и т.д. В свою очередь, в качестве «кнута» выступают ответственность за неиспользование СИЗ, проверка получаемых в результате обучения знаний, обязательное наказание за несоблюдение установленных правил. В ход могут идти разнообразные «страшилки», демонстрирующие последствия неиспользования СИЗ, все виды мотивационной агитации. Многие знакомы с так называемой «пирамидой травматизма», которая показывает, что на 1000–3000 микротравм приходится один случай со смертельным исходом. Поэтому, чтобы снизить риск крупных аварий, нужно системно заниматься профилактикой мелких нарушений, активно используя и «кнут», и «пряник». Причем эта система должна касаться абсолютно всех работников предприятия, включая в первую очередь руководство, и лишь тогда она будет работать по-настоящему эффективно. Если же делать исключения, то она превратится в профанацию, с которой, к сожалению, мы очень часто сталкиваемся.

Для Цитирования:
Культура безопасности и эффективность производственной деятельности. Управление качеством. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала