По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Куда пойти учиться?

Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС проводит ежегодный межрегиональный мониторинг общего образования. В рамках мониторинга осуществляется социологический опрос родителей учащихся, учителей и директоров школ разных типов поселений в субъектах Российской Федерации, дифференцированных по социально-экономическому положению, а также анализируются открытые статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства просвещения Российской Федерации о состоянии и развитии системы общего образования. В данной статье представлены результаты исследования 2018 г., раскрывающие вопросы выбора образовательных стратегий школьников после получения основного общего образования.

Литература:

1. Мониторинг эффективности школы. Выбор семьями образовательных траекторий для детей / под ред. Т.Л. Клячко. — М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019.

2. Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

После окончания 9 класса более половины семей (54,6%) ориентированы на продолжение обучения своего ребенка в школе. По данным официальной статистики, в 2017/18 учебном году 53,6% выпускников 9 класса продолжили свое обучение в школе.

Однако по сравнению с 2017 г. доля таких семей сократилась на 4,7 п.п., а доля родителей, желающих, чтобы их дети продолжили свое обучение в системе СПО, напротив, выросла: в 2018 г. она составила 10,8% против 8,6% в 2017 г. При этом 34,6% родителей (32,1% в 2017 г.) на момент опроса не определились с выбором образовательных стратегий для своего ребенка.

Несмотря на то, что в сельской местности имеет место тенденция возрастания ценности высшего образования, образовательные стратегии жителей городов и сел существенно отличаются. Больше всего семей, которые хотят, чтобы их дети продолжали образование в 10 классе, среди жителей региональных столиц, а меньше всего — в сельской местности (58,7% и 50,4% соответственно). При этом к получению образования в организациях СПО чаще стремятся родители из средних и малых городов, а не из сельской местности (12,7% и 11% соответственно). В сельской местности около 40% родителей не знают, каким образом лучше организовать продолжение обучения детей (рис. 1.).

Согласно официальным данным, доля учащихся, продолжающих обучение в 10 классе, на 15 п.п. выше в городских школах в сравнении с сельскими учебными заведениями. В 2017 г. 60,9% учащихся городских школ продолжили обучение в школе, в то время как в сельских школах эта доля составила 45,9%. Можно предположить, что все-таки для жителей сельской местности среднее профессиональное образование является более доступной и востребованной формой получения образования. Кроме того, среднее профессиональное образование может рассматриваться в качестве основы для получения в дальнейшем высшего образования

Существенную роль в формировании образовательных планов играет фактор материальной обеспеченности семей — чем он, по собственной оценке родителей, выше, тем больше их уверенность в необходимости продолжения обучения ребенка в старшей школе. Среди семей, оценивающих уровень своего материального положения как высокий, 73,3% родителей планируют для своего ребенка продолжение обучения в 10 классе (75% в 2017 г.). В то же время по сравнению с предыдущим периодом среди семей, оценивающих свое материальное положение как низкое, эта доля снизилась и составила 39,3% (56,3% в 2017 г.). По мере падения уровня благосостояния семей растет число родителей, планирующих, что их дети после 9 класса будут получать среднее профессиональное образование, а также доля не определившихся в своем решении.

Для Цитирования:
Куда пойти учиться?. Юрист ВУЗа. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: