По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Кто заработает на глобальном рынке электронной торговли?

Светлана Гусарова профессор, кафедра мировой экономики, РЭУ им. Г.В. Плеханова

Потери мировой экономики из-за пандемии могли бы быть намного больше, если бы не бурный рост электронной коммерции (e-commerce). Как цифровая торговля за год пандемии развилась в России и других странах и что будет дальше?

Развитию онлайн-коммерции способствует высокий уровень проникновения интернета, которое в среднем в мире на начало 2021 г. составило 64,7 %, при этом в Европе — 87,1 %, в Северной Америке — 89,9 %, в Азии — 62,6 %, в Африке — 46,2 %. В России этот показатель достиг 81 %, в Индии и Китае — 47 и 56 % соответственно.

Объемы e-commerce в мире в 2020 г. выросли на 16 % и достигли 4,2 трлн долл. США. Наибольшая доля в этом секторе принадлежит Китаю — 1,94 трлн долл. США. Доля электронной торговли в общем объеме розничных продаж Китая составила 35 %. В США объемы электронной торговли в 2020 г. увеличились на рекордные 44 % и составили 861 млрд долл. США, 23,1 % розничного оборота страны.

Крупнейшими китайскими компаниями, занимающимися онлайн-продажами, являются Alibaba Group и JD. com — JingDong (85 % рынка электронной коммерции Китая). Клиентами Alibaba Group являются более 65 млн зарегистрированных пользователей из 240 стран и регионов мира. Основные платежи в электронной торговле Китая (80 %) осуществляются через платформы Alipay и WeChat Pay.

В Индии в 2020 г. в сфере электронной торговли участвовали 330 млн онлайн-покупателей. На 2021 г. прогнозируется увеличение объема онлайн-торговли до 84 млрд долл. США, а к 2027 г. — до 200 млрд долл. США. Число пользователей интернета, по прогнозам, составит 829 млн в 2021 г.; это 60 % населения.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), на электронную торговлю в России пришлось 9,6 % розничного оборота. Наиболее популярными были покупки следующих категорий товаров: электроника и бытовая техника (28,2 %), одежда и обувь (21 %), продукты питания (10,2 %), мебель и товары для дома (9,2 %), красота и здоровье (5,6 %).

Российский рынок электронной коммерции, занявший десятое место среди ведущих мировых рынков, находится на стадии быстрого развития. В 2019 г. его объем составил 26,9 млрд долл. США, 4 % от общего объема розничных продаж. В 2020 г. объемы электронных розничных продаж выросли в 1,6 раза и составили, по оценкам, 3 трлн руб. (около 40 млрд долл. США).

Для Цитирования:
Светлана Гусарова, Кто заработает на глобальном рынке электронной торговли?. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: