По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Кто отвечает за транспортную безопасность?

Сергей Широков канд. юрид. наук, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дина Фролченко эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павел Сутулин эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с определением круга лиц, отвечающих на предприятии за транспортную безопасность, и подтверждением их квалификации. В частности, для каких категорий работников установлена обязательная аттестация в целях определения пригодности к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств, каким квалификационным требованиям они должны соответствовать, какие новые требования появились с 1 января этого года при приеме на работу таких специалистов.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено данным федеральным законом и иными федеральными законами.

Из определения «субъекта транспортной безопасности» (юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании), представленного в Законе № 16-ФЗ, следует, что предприятие, имеющее автомобильный парк, относится к субъектам транспортной безопасности.

Соответственно, на таком предприятии актуальными являются вопросы, связанные с определением круга лиц, отвечающих за транспортную безопасность, и подтверждением их квалификации.

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ АТТЕСТАЦИИ

В соответствии с п. 1 и 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утв. приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11 (далее – Положение № 13/11), в целях определения пригодности к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств обязательной аттестации подлежат лица, занимающие в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, должности руководителей и специалистов, названные в приложении № 1 к Положению № 13/11. В частности, в таком перечне названы начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля организаций.

Из приведенных норм следует, что правило об обязательной аттестации распространяется, во-первых, только на работников организаций (их подразделений), которые осуществляют перевозку грузов или пассажиров, а во-вторых, только на тех из них, которые занимают должности, упомянутые в приложении № 1 к Положению № 13/11.

Вывод о том, что обязанность прохождения лицом, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, распространяется на работников не всех организаций, эксплуатирующих транспортные средства, вытекает и из положений ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ).

Дело в том, что данная статья выделяет две категории юридических лиц:

1) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, требования к которым в части обеспечения ими безопасности дорожного движения предусмотрены п. 1 этой статьи;

2) юридические лица, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в отношении которых п. 4 указанной статьи предусмотрен расширенный перечень требований к обеспечению безопасности дорожного движения.

Сопоставление содержания данных норм свидетельствует о том, что обязанность назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, возлагается только на юридических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, а не на всех юридических лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

В Законе № 196-ФЗ и Положении № 13/11 не раскрывается, что понимается под осуществлением перевозок пассажиров и грузов. Однако анализ законодательства показывает, что под перевозками пассажиров и грузов автомобильным транспортом оно понимает перевозку юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правового договора пассажира и его багажа или груза, вверенного грузоотправителем, в определенный пункт назначения (см. ст. 784–785 ГК РФ, п. 4, 12, 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Организации, перевозящие пассажиров и грузы для собственных нужд, аттестовывать своих работников не должны.

Следовательно, можно сделать вывод, что аттестация, предусмотренная Положением № 13/11, обязательна только для организаций, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и грузов на основании договоров перевозки. Организации, перевозящие пассажиров и грузы для собственных нужд, аттестовывать своих работников, в чьи должностные обязанности входит обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, не должны.

Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике (см., например, постановление Верховного Суда РФ от 04.05.2016 № 3-АД16-1).

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аналогичный вывод можно сделать и в отношении утвержденных приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287 (ред. от 02.03.2017) профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Приказ № 287, Квалификационные требования), в частности, предъявляемых к работникам, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения.

Контролирующие органы могут квалифицировать перевозку пассажиров и грузов для собственных нужд как предприниматель скую деятельность.

Во-первых, из содержания п. 7 и 8 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утв. приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59, следует, что Квалификационные требования так же, как и Положение № 13/11, применяются только к работникам, которые принимаются на работу юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Во-вторых, из самого содержания Квалификационных требований следует, что они приняты, в том числе, в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ, который, как уже отмечалось выше, распространяется только на тех юридических лиц, которые осуществляют перевозку пассажиров и груза на основании соответствующих договоров.

Таким образом, для тех юридических лиц, которые производят перевозку пассажиров и грузов для собственных нужд, наличие у их работников, отвечающих за безопасность дорожного движения, соответствующего образования и (или) стажа работы, предусмотренного Квалификационными требованиями, также не является обязательным, что подтверждается и судебной практикой (см., например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 № 02АП-10770/16).

Рассмотрим ситуацию, когда юридическое лицо, осуществляющее перевозку собственных работников (имеется служебный автобус для перевозки работников на работу и с работы), осуществляет в то же время и перевозку грузов. Данные грузы представляют собой товар, реализованный самим юридическим лицом, однако на перевозку такого товара с покупателями заключаются отдельные договоры перевозки.

В связи с этим нельзя исключить того, что контролирующими органами такая деятельность может быть квалифицирована как предпринимательская деятельность по перевозке грузов на основании гражданско-правового договора. А, как уже отмечалось выше, такая деятельность предполагает соблюдение требований п. 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ, Положения № 13/11 и Квалификационных требований применительно к начальнику подразделения, отвечающему за безопасность дорожного движения в организации.

Таким образом, в том случае, если деятельности организации будет дана соответствующая квалификация, работнику, на которого возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, необходимо будет проходить аттестацию в порядке, установленном Положением № 13/11. Кроме того, у него должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящему в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», либо диплом о высшем образовании по направлению подготовки, не входящему в указанную группу, и диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Предположим, должность специалиста, на которого возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, занимает начальник гаража, имеющий высшее образование, диплом от 24.06.1989 по программе «Технический контроль и диагностика автотранспортных средств». Соответствует ли его квалификация требованиям Приказа № 287 и достаточно ли высшего образования начальника гаража, чтобы организация не нарушала ст. 12.31.1 КоАП РФ?

Ответим, что направление подготовки, указанное в дипломе о высшем образовании данного сотрудника, не упоминается ни в укрупненной группе 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», ни в иных группах специальностей и направлений подготовки, утв. приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061. В укрупненной группе 23.00.00 имеется лишь такая специальность, как «Наземные транспортно-технологические средства». Однако каких-либо нормативных правовых актов о соответствии названной специальности нам обнаружить не удалось.

Поэтому мы не исключаем, что сотруднику организации, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо будет пройти обучение по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

В связи с отсутствием какой-либо правоприменительной практики и разъяснений по этому вопросу рекомендуется обратиться за официальными разъяснениями в Министерство образования и науки РФ, а также Федеральную службу транспортного надзора РФ.

Попутно напомним, что п. 1 ст. 12.31.1 «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» КоАП РФ гласит, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. руб., на юридических лиц – 100 тыс. руб.

За нарушение профессиональ ных и квалификаци онных требований к работникам в КоАП РФ предусмотрен административный штраф.

ВОДИТЕЛЬ – ЛИЦО НЕ ОТВЕТСТВЕННОЕ?

При приеме на работу сотрудников, подпадающих под действие ст. 10 Закона № 16-ФЗ («Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности») следует иметь в виду изменения, внесенные в ст. 65 ТК РФ.

Трудовой кодекс РФ устанавливает перечень документов, которые лицо, поступающее на работу, должно предъявить работодателю при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ). Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

С 1 января 2017 года ч. 1 ст. 65 ТК РФ дополнена новым абзацем, содержащим требование о предъявлении при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, справки о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Работы, выполняемые водителем автомобиля, не относятся к числу работ, непосредственно связанных с обеспечением транспорт ной безопасности.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

В соответствии с перечнем работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности, утв. распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 № 1653-р, к таким работам относятся:

1. Аккредитация специализированных организаций в области транспортной безопасности.

2. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

3. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

4. Осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности.

5. Разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

6. Формирование и ведение информационных ресурсов единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, в том числе автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.

Трудовая функция водителя автомобиля выполнения приведенных обязанностей в общем случае не предполагает (см. тарифно-квалификационные характеристики по должности «водитель автомобиля», утв. постановлением Минтруда России от 10.11.1992 № 31, и квалификационные характеристики, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.02.1984 № 58/3-102).

Таким образом, работы, выполняемые водителем автомобиля, не относятся к числу работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Следовательно, при приеме на работу по такой профессии справка о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, соискателем не предъявляется.

Язык статьи:
Действия с выбранными: