Киров — стандартный российский провинциальный город (около 500 тыс. жителей). В начале 2000-х вода в кировских магазинах продавалась только в небольших бутылках. Продавалась вода плохо — не привык еще покупатель к «магазинной» воде. Стоила вода в среднем 5 руб. за литр. На тот момент цена высокая. Снизить ее можно было, например, продажей очищенной водопроводной воды. Василий Зонов остановил свой выбор на воде из артезианских скважин и продавать ее стал в собственных киосках в тару покупателя или в 5-литровые бутыли, которые сам и производил. 1 литр — 1 рубль. Потратил немалые личные сбережения. Основные деньги пошли на бурение скважин, покупку автоцистерн, производство киосков.
Василий Зонов поставил свои незамысловатые ларьки с сине-белым логотипом в разных районах города. Их простой и функциональный дизайн он придумал сам и производил тоже сам. 18 лет назад начал с 25 киосков, сейчас их 190 только в Кирове. Плюс сотни киосков в 52 городах, где работают его деловые партнеры (название «франчайзи» Зонов намеренно не признает, у него и условия сотрудничества необычные).
Сегодня литр воды в киосках стоит 3 руб., а «Ключ здоровья» называют самым известным кировским брендом. Неужели все так гладко и просто было с самого начала? Василий Зонов рассказал об этом Анастасии Беловой, главному редактору издания «Бизнес-новости в Кирове».
Всемирная организация здравоохранения считает, что человек, регулярно употребляющий воду из артезианских источников, живет на пять лет дольше человека, пьющего воду из-под крана
— Василий Васильевич, как изначально складывались отношения с властями города?
— Как ни странно, сопротивление было не очень большим. Я же ничего, кроме участков в 6 кв. м, в аренду не просил. Напомнил городской администрации о государственной программе «Обеспечение населения России питьевой водой». Программа была широко представлена в СМИ, якобы ей давалась зеленая улица. А мне пришлось почти год обивать пороги разных инстанций.