По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Кто лучше в бизнесе: мужчины или женщины?

Если мы посмотрим на выдающихся ученых, писателей, музыкантов, то мы поймем, что интеллектуальной мощью наделены в значительной степени мужчины, из чего следует вывод... Читайте завершение фразы в конце статьи.

Спойлер: данная статья не претендует на научное исследование и является частной точкой зрения авторов в формате житейских рассуждений на основе субъективного опыта.

С одной стороны, если посмотреть на список Forbes, то ответ становится очевиден. Женщин там практически нет. Казалось бы, все! Вопрос закрыт.

Но вот парадокс: среди своих знакомых мы легко вспомним десяток мужчин, которые занимались бизнесом и обанкротились, а вот женщин, потерявших бизнес, не припомним.

Тут, конечно, можно сказать, что женщин-предпринимателей меньше, чем мужчин.

Да, это так, но не в десятки раз. Судя по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, включая микрокомпании, женщинам принадлежит почти 1/3 компаний.

Кстати, согласно исследованиям, наша страна находится на втором месте в мире по наибольшей доле женщин среди владельцев бизнеса.

То есть, по статистике, на двух мужчин, потерявших бизнес, должна приходиться одна женщина. Но здесь цифры и жизненный опыт не сходятся. И можно выдвинуть гипотезу, что в малом бизнесе женщины эффективнее, чем мужчины.

И похоже, что это не случайно. Давайте подумаем, какие тому есть причины.

1. Многозадачность

В малом бизнесе, который развивает женщина, больше порядка. Как говорил один знакомый, «придешь к ней в офис, а там все красивенько и... печеньки!».

Женщина многозадачна и может одновременно держать в поле зрения сразу несколько процессов. Это позволяет ей доводить все начатые дела до конца, не бросая их на полпути.

Мужской интеллект — для исследования, изобретения и открытий. Женский — для упорядочивания.

Смотрите, как готовит на кухне мужчина, — он творит шедевр, масштабно, творчески, и после него как Мамай по кухне прошелся.

Когда готовит женщина — не понятно, что она делает: готовит или убирает. Обычно и то, и другое.

Женские компании более стабильны. Женщина в бизнесе — идеальный администратор: одновременно контролирует продажи, службу доставки, складскую деятельность и «домашку» у ребенка в школе.

Судя по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, включая микрокомпании, женщинам принадлежит почти 1/3 компаний.

Женские компании более стабильны. Женщина в бизнесе — идеальный администратор: одновременно контролирует продажи, службу доставки, складскую деятельность и «домашку» у ребенка в школе.

Мужчина же может совмещать максимум два дела одномоментно: идти по улице и жевать жвачку. Если видит красивую девушку, то одно из двух дел сразу прекращается.

2. Отношения

Малый бизнес, в отличие от крупных корпораций, базируется не на бизнес-процессах, а на отношениях. Малый с женщиной во главе — это такой матриархат, где все решает женщина-мать, семейный формат, в общем. Женщины более чувствительны, с более развитым эмоциональным интеллектом, способны выстраивать ком фортные и благоприятные отношения внутри коллектива. Они чутки и внимательны к персоналу, знают о проблемах и радостях всех членов коллектива. Создается прочная «нематериальная мотивация». Коллектив формируется по принципу семьи, где одни заботятся о других, и амбициозность здесь не на первом месте.

У мужчин, конечно, тоже есть коллективы, но они строятся на других принципах и часто напоминают иерархическую волчью стаю.

3. Поведенческая гибкость

Женщины чаще в сложных ситуациях проявляют поведенческую гибкость и устойчивость.

Когда у сотрудника вдруг случается жизненная неприятность, женщинаруководитель не только поддержит морально, но и, как говорится, поддержит материально.

Такая атмосфера взаимопомощи придает стабильность существующей системе, женскому бизнесу. И если сильный пол зачастую настойчиво «гнет свою линию», то слабый пол старается уловить общий дух коллектива, найти компромиссное решение. В силу этого обстоятельства женщины в ряде функций лучше, чем мужчины: например, администрирование, планирование и контроль им удаются лучше. Но это опять же субъективное мнение, основанное на частном опыте.

Коллектив формируется по принципу семьи, где одни заботятся о других, и амбициозность здесь не на первом месте.

4. Прагматичность

В быту и жизни женщинам характерен бережливо-прагматичный подход, потому что они отвечают не только за себя, но и за своих детей. Ведя хозяйство, стараются планировать свои траты, чтобы семья могла чувствовать себя в безопасности в долгом промежутке времени. Менее склонны к риску, который может повлечь за собой финансовые потери. Женщины не склонны к фатальному риску, их жизненная миссия — давать и сохранять жизнь. Пока мужчины «продумывают миссию» и «формируют видение», женщины скучно считают бюджет. Недаром среди них так много бухгалтеров. И откуда только у них такая страсть — считать чужие деньги?

А вот завоевывать рынки, экспериментировать и рисковать жизнью — это удел мужчин.

Как следствие, женский малый бизнес — это очень живучая модель бизнеса. Она способна остаться на плаву в моменты турбулентности. Она как кошка, которую, как ни подбросишь, всегда мягко приземляется на лапы, и еще у нее девять жизней.

И вот теперь вопрос: если женщины так хороши в бизнесе, почему же тогда мы так мало видим крупных компаний, построенных женщинами?

Пока мужчины «продумывают миссию» и «формируют видение», женщины скучно считают бюджет. Недаром среди них так много бухгалтеров.

Может, они строятся по другим принципам?

Может, там нужны другие качества?

Что не позволяет женскому малому бизнесу перейти в «высшую лигу»?

Хоть и говорят англичане, что в бизнесе нет мужчин и женщин, есть только бизнес-партнеры, разница все-таки есть.

Наша версия такая: разница не столько в мышлении (мужского и женского мышления не существует), сколько в поведенческих шаблонах нашей культуры.

Сидя в пещере, женщина формировала вокруг себя много разнонаправленных коротких связей в реальном времени: где что лежит, кто с кем, что сейчас происходит, а не что будет происходить. Примерно этот же набор поведенческих шаблонов общество приписывает женщине и по сей день.

Это обеспечивает ее социализацию, ее выживание в обществе. Ее стихия — оптимизация, контроль, отношения здесь и сейчас.

Хоть и говорят англичане, что в бизнесе нет мужчин и женщин, есть только бизнес-партнеры, разница все-таки есть.

Мужчина ходил на охоту далеко: туда-обратно. Ему надо было хранить молчание и не отвлекаться на разнообразие мира, чтобы сфокусировать внимание на цели. Он думал и планировал наперед, как заполучить добычу, просчитывал варианты. Его мозг научился планировать, отсекая избыточные детали, чтобы быстрее и качественнее принимать решения.

Вот почему у мужчин лучше со стратегией, а у женщин — с операционкой.

В микробизнесе операционка важнее. Это женская стихия. В крупном — стратегия. Здесь у мужчин должно бы лучше получаться, но на практике выходит не всегда.

Цели, которые ставят в бизнесе мужчины и женщины, тоже разные. Мужской бизнес — это завоевание мира, а по текущему моменту — увеличение территории. А у женщин — стабильность. Хотя те женщины, кто хочет завоевать мир, в конечном итоге делают это.

А вообще стратегов хороших у нас мало в стране и бизнесе, возможно, это из-за того, что наша история последних лет очень турбулентна и учит нас не стратегии строить, а переобуваться в прыжке.

Хотя, может, дело совсем не в стратегии, а в так называемой пассионарности.

Если вы дочитали до этого абзаца, то вот вам бонус — ответ на вопрос преамбулы статьи. Никакого парадокса нет. Это банальная статистика.

Если мы посмотрим на выдающихся ученых, писателей, музыкантов, то мы поймем, что интеллектуальной мощью наделены в значительной степени мужчины, из чего следует вывод, что и глупцов среди них также значительно больше.

Как сказал бы математик: «Да это обычная кривая распределения!»

Татьяна Михайленко, Антон Гиричев, Сергей Кошечкин

Язык статьи:
Действия с выбранными: