Во-первых, имеет смысл сократить расходы на аренду и содержание офисных рабочих мест и проинвестировать в качественные системы удаленного взаимодействия и коммуникации — как внутри компании так и с внешним миром: клиентами, поставщиками, партнерами и другими третьими сторонами. Это включает развитие электронных каналов продаж, качественных и защищенных систем коммуникации и управления, переход на электронный документооборот и другие.
Во-вторых, кризис открывает новые ниши на рынке. Компаниям нужно адаптироваться к меняющемуся спросу, найти растущие ниши и проинвестировать в них, сократив падающие. Помимо этого, кризис открывает уникальную возможность вновь оценить финансовую устойчивость, способность выполнять обязательства, лояльность, ответственность и деловую репутацию поставщиков, клиентов, наемных сотрудников, партнеров — всех. Друг познается в беде, а партнер — во время кризиса.
Какие могут быть сценарии развития ситуации и как в зависимости от этих сценариев спрогнозировать свою работу компаниям?
Очевидно , что карантинные меры будут сниматься во всем мире не одновременно. Скорее всего, на местном уровне меры послабления мы увидим быстрее, на федеральном — чуть позже, а ряд международных мер может остаться в силе на долгие годы.
Принимая во внимание изменения в региональных, федеральных и глобальных ограничениях, компаниям следует спрогнозировать свои денежные потоки и выявить их источники, а после этого выявить источники второго порядка, чтобы более качественно спланировать свои затраты и инвестиции.
Какие инструменты помогут быстро возобновить работу, снова нарастить продажи и прибыль?
На наших глазах происходит изменение потребительского поведения с точки зрения как выбора товаров, так и управления бюджетом. Создаются новые потребительские привычки. Возникают новые неудовлетворенные потребности, это создает новые ниши — некий «Клондайк», в борьбе за который может начаться золотая лихорадка. Поэтому для увеличения продаж и прибыли каждой компании на своем рынке нужно выявить эти абсолютно новые потребности, которые они могут удовлетворить, и сделать все возможное, чтобы занять эти ниши как можно скорее.