Рынок печатной книги в России в 2020 году переживает самый значительный спад за последнее десятилетие, вызванный как эпидемией коронавируса, так и внутренними отраслевыми проблемами — сокращением розничной книготорговой сети, низкой долей онлайн-продаж, широким распространением пиратского контента в сфере оборота электронных книг и другими проблемами, подробно исследованными в представленной статье. Предприятия отрасли активно оптимизировали свою деятельность во время кризиса — сокращали тиражи изданий и предприятий розничной торговой сети, переносили издание новинок на будущие периоды, сокращали персонал и повышали цены на книги, но все же повсеместное закрытие книжных магазинов во 2‑м квартале 2020 года и падение доходов населения привело к снижению выручки на книжном рынке на 20% в текущем году.
В 2019 г. российскими издательствами было выпущено 115,2 тыс. наименований книг совокупным тиражом 435,1 млн экз. В сравнении с 2018 г. число наименований книг, выпущенных в стране, снизилось на 1,5%. Снижение объемов выпуска книг и их тиражей — давняя тенденция на отечественном книжном рынке: за период с 2008 по 2019 г. количество наименований выпущенных книг в стране снизилось на 6,6%, а их совокупный тираж уменьшился на 42,8%. Хотя совокупный оборот книжной отрасли в России в 2019 году, включающий печатные и электронные книги, вырос по отношению к предыдущему году почти на 5,3% в стоимостном выражении, в 2020 году ситуация в отрасли резко ухудшилась [1, с. 5].
Рынок культурных индустрий в России, по итогам 2020 года, по подсчетам InterMedia, упал на 20%, а отечественный книжный рынок в текущем году ожидает самое значительное падение за последние десять лет [2, с. 7] Отечественные издательства оказались более уязвимы перед коронакризисом, чем другие участники мировых книжных рынков, которые успели трансформировать бизнес: наладить продажи электронных книг через Интернет и увеличить долю онлайн-продаж в выручке. По данным Роспечати, за первые три квартала 2020 года в России выпущено 255 млн книг — на 20% меньше, чем годом ранее. По итогам года, падение обещает стать самым значительным с кризиса 2008 года, даже с учетом книжной онлайн-торговли. Эксмо-АСТ, крупнейший издатель коммерческой литературы, прогнозирует сокращение рынка на 20%, до 80 млрд руб., в то время как с 2014 года его ежегодный прирост составлял 4–11% [3, с. 10]. Быстрее всего падают продажи художественной, медленнее — прикладной литературы, и на фоне падения продаж в традиционных книжных магазинах крупнейшим каналом продаж по итогам года впервые стали интернет-магазины (рис. 1).