По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 655

Кризис на отечественном и мировом книжных рынках: причины и способы ликвидации его последствий

Бутов А. В. канд. экон. наук, доцент кафедры организационноуправленческих инноваций, РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Москва

На основе изучения мирового опыты развития книжной торговли автор разработал целый ряд антикризисных мер, позволяющих улучшить положение и повысить эффективность отрасли в условиях кризиса. Помимо отраслевых проблем в статье дан анализ структуры продаж, роста цен на книжную продукцию. Особое внимание в статье уделено рассмотре-нию современных технологий, таких как print on demand, self publishing, обеспечивающих внедрение основ системы бережливого производства, сокращение затрат и складских за-пасов, а также использование цифровых отпечатков на интернет-платформах как сред-ству эффективной борьбы с распространителями пиратского контента в сети.

Литература:

1. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2020. — 97 с.

2. Лебедева В. Больнейшее из искусств // Коммерсантъ. — №225. — 06.12.2020. — С. 7.

3. Лебедева В. Трудная глава // Коммерсантъ. — №218. — 27.11.2020. — С. 10.

4. Лебедева В. В «ЛитРес» запишут по абонементам // Коммерсантъ. — №222. — 03.12.2020. — С. 10.

5. Лебедева В. Книги переключили канал // Коммерсантъ. — №159. — 03.09.2020. — С. 8.

6. Бутов А. В. Современный кризис: причины, характеристики и антикризисные программы. В сборнике: Материалы Международной научно-практической конференции «Инновации в управлении социально-экономическими системами» (ICIMSS-2020). — М.: ООО «РусАйнс», 2020. — С. 73–79.

7. Лебедева В. Вирус вышел в тираж // Коммерсантъ. — №53. — 25.03.20. — С. 7.

8. Жигун Л. А., Рязанцева М. В., Субочева А. О., Кохова И. В., Сидоров Н. В., Смирнова М. Е., Маслова В. М., Иванова И. А., Сахарова Н. В. Проблемы подготовки специалистов в сфере управления персоналом в условиях цифровой экономики. — М.: СВИВТ, 2020. Том 2. — С. 249.

9. Губина А., Сидорова В. Н. Экономическая интеграция на современном этапе в условиях глобализации экономики // В сборнике: Новая парадигма развития менеджмента: гипотезы, концепции, практики. — М., 2020. — С. 64–68.

Рынок печатной книги в России в 2020 году переживает самый значительный спад за последнее десятилетие, вызванный как эпидемией коронавируса, так и внутренними отраслевыми проблемами — сокращением розничной книготорговой сети, низкой долей онлайн-продаж, широким распространением пиратского контента в сфере оборота электронных книг и другими проблемами, подробно исследованными в представленной статье. Предприятия отрасли активно оптимизировали свою деятельность во время кризиса — сокращали тиражи изданий и предприятий розничной торговой сети, переносили издание новинок на будущие периоды, сокращали персонал и повышали цены на книги, но все же повсеместное закрытие книжных магазинов во 2-м квартале 2020 года и падение доходов населения привело к снижению выручки на книжном рынке на 20 % в текущем году.

В 2019 г. российскими издательствами было выпущено 115,2 тыс. наименований книг совокупным тиражом 435,1 млн экз. В сравнении с 2018 г. число наименований книг, выпущенных в стране, снизилось на 1,5 %. Снижение объемов выпуска книг и их тиражей — давняя тенденция на отечественном книжном рынке: за период с 2008 по 2019 г. количество наименований выпущенных книг в стране снизилось на 6,6 %, а их совокупный тираж уменьшился на 42,8 %. Хотя совокупный оборот книжной отрасли в России в 2019 году, включающий печатные и электронные книги, вырос по отношению к предыдущему году почти на 5,3 % в стоимостном выражении, в 2020 году ситуация в отрасли резко ухудшилась [1, с. 5].

Рынок культурных индустрий в России, по итогам 2020 года, по подсчетам InterMedia, упал на 20 %, а отечественный книжный рынок в текущем году ожидает самое значительное падение за последние десять лет [2, с. 7] Отечественные издательства оказались более уязвимы перед коронакризисом, чем другие участники мировых книжных рынков, которые успели трансформировать бизнес: наладить продажи электронных книг через Интернет и увеличить долю онлайн-продаж в выручке. По данным Роспечати, за первые три квартала 2020 года в России выпущено 255 млн книг — на 20 % меньше, чем годом ранее. По итогам года, падение обещает стать самым значительным с кризиса 2008 года, даже с учетом книжной онлайн-торговли. Эксмо-АСТ, крупнейший издатель коммерческой литературы, прогнозирует сокращение рынка на 20 %, до 80 млрд руб., в то время как с 2014 года его ежегодный прирост составлял 4–11 % [3, с. 10]. Быстрее всего падают продажи художественной, медленнее — прикладной литературы, и на фоне падения продаж в традиционных книжных магазинах крупнейшим каналом продаж по итогам года впервые стали интернет-магазины (рис. 1).

Для Цитирования:
Бутов А. В., Кризис на отечественном и мировом книжных рынках: причины и способы ликвидации его последствий. Директор по маркетингу и сбыту. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: