Кризис 2008–09 гг. и последующие события означали начало заката глобализации «поамерикански». Это ощущают не только ее субъекты — ТНК и ТНБ, но и западная дипломатия, и международные организации, обслуживающие глобальные корпорации. МВФ, Всемирный банк, ВТО, ОЭСР и другие уже не справляются со своими обязанностями регуляторов мировой экономики. Экономический рост в целом и национальных хозяйств в частности тормозится такими объективными причинами, как структурные дисбалансы и перестройка экономики под воздействием новых технологических укладов, исчерпанием выгод для Запада от международной производственной кооперации и аутсорсинга из-за сближения себестоимости продукции на головных и периферийных предприятиях ТНК в развивающихся странах. В ряде стран, в т. ч. в России, экономический рост тормозится устаревшими структурами и политикой в области экономики.
Парадокс, но глобальную экономику сегодня не стимулируют ни низкие цены на нефть, ни нулевые учетные ставки. Попытки изменить ситуацию созданием США «своих» интеграционных мегаобъединений — Трансатлантического и Тихоокеанского партнерств — сомнительны по результатам, так как политизированы, фактически игнорируют нормы ВТО и сталкиваются с интересами новых индустриальных стран, особенно Китая. Последний в свою очередь тормозит глобальную экономику и торговлю своей переориентацией на внутренний рынок и отходом от привычной роли главного мирового импортера ресурсов и экспортера стандартной продукции.
Против Запада начинают работать геополитические факторы, такие как последствия интервенции США в странах Ближнего Востока и Северной Африки, приведшие к разрушению экономических и социальных основ жизни коренного населения. А это плодит волны терроризма и массовой миграции в страны ЕС. Налицо также недовольство ряда стран ЕС санкционной политикой против России. Наконец, выход Великобритании из ЕС говорит о растущем кризисе западноевропейской интеграции и неприятии господства брюссельской бюрократии над национальными интересами. Теперь, говорит нобелевский лауреат Пол Кругман, многие инвесторы переберутся из Англии куданибудь в другое место. Процесс уже пошел. Так, британские управляющие активами — «Scholders» и «Henderson Group» сообщают, что только за апрель–июнь 2016 инвесторы «Scholders» забрали из ее доходов 2 млрд фунтов; у «Henderson» чистый исток составил 1,4 млрд фунтов и компания намерена перевести часть персонала в Люксембург, где находятся ее европейские фонды. Индустриальная компания «Ford Motor Co» из-за «Brexit» рассматривает вопрос о закрытии заводов в Великобритании и Европе, а ее убыток в ближайшие два года может составить 1 млрд долл. Компании «General Motors» «Brexit» обойдется в 2016 г. в 400 млн долл.1