Статья поступила 30.05.2019 г.
В 1876 году испанский гранд Марселино Санс де Саутуола впервые вошел под своды находившейся на территории его владений пещеры Альтамира. А спустя четыре года в свет вышла брошюра «Краткие заметки о некоторых доисторических памятниках провинции Сантандер», написанная Саутуолой совместно с профессором Мадридского университета, палеонтологом Хуаном Вилановой. Авторы «Кратких заметок…» высказали предположение о палеолитическом возрасте наскальных рисунков. Гипотеза была решительно отвергнута сразу несколькими авторитетными исследователями первобытной истории, Эмилем Картальяком и Габриелем де Мортилье [4. С. 6–14]. Изображения бизонов показались критикам столь реалистичными, что некоторые ученые обвинили Саутуолу в подлоге. Лишь в начале XX столетия, когда аналогичные открытия были сделаны во Франции (пещеры Шабо и Пер-нон-Пер), научное сообщество признало поспешность своих выводов, а Картальяк опубликовал статью с характерным названием «Покаяние скептика» [11. С. 17].
Интересно, что за два года до открытия Альтамиры (в 1874 г.) состоялась одна из первых крупных выставок импрессионистов. Критики восприняли новый живописный метод без энтузиазма. Альбер Вольф, один из самых одиозных противников импрессионизма, писал:
«Многие лопаются от смеха перед их картинами, я же подавлен. Эти так называемые художники присвоили себе титул непримиримых, импрессионистов; они берут холст, краски и кисть, наудачу набрасывают несколько случайных мазков и подписывают всю эту штуку... Это ужасающее зрелище человеческого тщеславия, дошедшего до подлинного безумия. Заставьте понять господина Писсарро, что деревья не фиолетовые, что небо не цвета свежего масла, что ни в одной стране мы не найдем того, что он пишет, и что не существует разума, способного воспринять подобные заблуждения... В самом деле, попытайтесь вразумить господина Дега, скажите ему, что искусство обладает определенными качествами, которые называются — рисунок, цвет, выполнение, контроль, и он рассмеется вам в лицо и будет считать вас реакционером. Или попытайтесь объяснить господину Ренуару, что женское тело — это не кусок мяса в процессе гниения с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые обозначают окончательное разложение трупа!» [8. С. 248].