По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.03(091)

Критика определительного подхода к искусству в антиэссенциалистской концепции

Досекин Егор Сергеевич ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры», Россия, 443010, Самара, ул. Фрунзе, 167, e-mail: dos.eg1986@gmail.com

В статье исследованы программные работы антиэссенциалистов. Автор выделяет базовые тезисы антиэссенциализма и оценивает влияние концепции на эстетику и художественную критику XX века.

Литература:

1. Вальковский А.В. Американская антиэссенциалистская философия искусства // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2010. — № 3 (47). — С. 31–38.

2. Вейц М. Роль теории в эстетике // Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века — антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм. Антология / Под ред. Б. Дземидока, Б. Орлова. — Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. — 320 с.

3. Витгенштейн Л. Философские исследования // Библиотека учебной и научной литературы. — М., 2012–2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbiblio. com/biblio/archive/vitgenhsteyn_fi losof/00.aspx (дата обращения 30.05.2019).

4. Дэвлет Е.Г. Альтамира: у истоков искусства — М.: Алетейа, 2004. — 280 с.

5. Зифф П. Задача определения произведения искусства // Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века — антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм. Антология / Под ред. Б. Дземидока, Б. Орлова. — Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. — 320 с.

6. Кенник В. Основывается ли традиционная эстетика на ошибке? // Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века — антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм. Антология / Под ред. Б. Дземидока, Б. Орлова. — Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. — 320 с.

7. Радеев А.Е. Спор об эстетическом отношении: история и проблема // Вопросы философии. — 2017. — № 5. — С. 35–46.

8. Ревалд Дж. История импрессионизма — Л.; М.: Искусство, 1959. — 456 с.

9. Салтыков Д.И. Антиэссенциализм и институционализм в теории искусства: путь к синтезу // Артикульт. — 2014. — № 1 (13). — С. 6–9.

10. Фадеева Т.Е. Институция искусства и онтологический парадокс художественного предмета // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. — 2014. — № 4. — С. 42–48.

11. Шер Я.А. Первобытное искусство: учеб. пособие — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. — 351 с.

12. Lopes D.M. Nobody Needs a theory of Art // The Journal of Philosophy CV (2008): 109–127.

13. Wilson D.P. Anti-Anti-Essentialism About Art // American Society for Aesthetics Graduate E-Journal 7.2: Spring/Summer. — 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.asage.org/index.php/ASAGE/article/view/184/100 (дата обращения 30.05.2019).

Статья поступила 30.05.2019 г.

В 1876 году испанский гранд Марселино Санс де Саутуола впервые вошел под своды находившейся на территории его владений пещеры Альтамира. А спустя четыре года в свет вышла брошюра «Краткие заметки о некоторых доисторических памятниках провинции Сантандер», написанная Саутуолой совместно с профессором Мадридского университета, палеонтологом Хуаном Вилановой. Авторы «Кратких заметок…» высказали предположение о палеолитическом возрасте наскальных рисунков. Гипотеза была решительно отвергнута сразу несколькими авторитетными исследователями первобытной истории, Эмилем Картальяком и Габриелем де Мортилье [4. С. 6–14]. Изображения бизонов показались критикам столь реалистичными, что некоторые ученые обвинили Саутуолу в подлоге. Лишь в начале XX столетия, когда аналогичные открытия были сделаны во Франции (пещеры Шабо и Пер-нон-Пер), научное сообщество признало поспешность своих выводов, а Картальяк опубликовал статью с характерным названием «Покаяние скептика» [11. С. 17].

Интересно, что за два года до открытия Альтамиры (в 1874 г.) состоялась одна из первых крупных выставок импрессионистов. Критики восприняли новый живописный метод без энтузиазма. Альбер Вольф, один из самых одиозных противников импрессионизма, писал:

«Многие лопаются от смеха перед их картинами, я же подавлен. Эти так называемые художники присвоили себе титул непримиримых, импрессионистов; они берут холст, краски и кисть, наудачу набрасывают несколько случайных мазков и подписывают всю эту штуку... Это ужасающее зрелище человеческого тщеславия, дошедшего до подлинного безумия. Заставьте понять господина Писсарро, что деревья не фиолетовые, что небо не цвета свежего масла, что ни в одной стране мы не найдем того, что он пишет, и что не существует разума, способного воспринять подобные заблуждения... В самом деле, попытайтесь вразумить господина Дега, скажите ему, что искусство обладает определенными качествами, которые называются — рисунок, цвет, выполнение, контроль, и он рассмеется вам в лицо и будет считать вас реакционером. Или попытайтесь объяснить господину Ренуару, что женское тело — это не кусок мяса в процессе гниения с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые обозначают окончательное разложение трупа!» [8. С. 248].

Для Цитирования:
Досекин Егор Сергеевич, Критика определительного подхода к искусству в антиэссенциалистской концепции. Вопросы культурологии. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: