По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Критические элементы

И. С. Тушко специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции E-mail: Ivanov_sky@mail.ru

Железнодорожный транспорт благодаря своим технологическим особенностям имеет множество видов объектов транспортной инфраструктуры. Каждый из них по-своему уникален, а потому и меры по их защите должны носить строго индивидуальный характер. В данной статье мы поговорим о различных типах объектов железнодорожного транспорта с точки зрения их безопасности и узнаем об их критических элементах, имеющих особое значение.

Литература:

1. Камбаров, А.М. Некоторые проблемы борьбы с терроризмом на объектах железнодорожного транспорта. — Текст : непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. — 2009. — №10. — С. 102–106.

2. Таова, Л.Ю. Терроризм на транспорте как угроза современному обществу. — Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. — 2014. — №2. — С. 156–158.

Железнодорожный транспорт благодаря своим технологическим особенностям имеет множество видов объектов транспортной инфраструктуры. Каждый из них посвоему уникален, а потому и меры по их защите должны носить строго индивидуальный характер.

Необходимо сразу оговориться, что защите подлежат лишь те железнодорожные объекты, которые в установленном порядке прошли процедуру категорирования, и не каждый тип объекта подвергается категорированию.

Согласно постановлению Правительства РФ от 26.04.2017 №495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», категорированию и дальнейшему принятию мер по их защите подлежат следующие типы объектов:

● железнодорожные вокзалы и станции;

● тоннели, эстакады, мосты;

● объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;

● участки железнодорожных путей, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование железнодорожного транспорта.

Таким образом, основные и самые распространенные железнодорожные объекты все же защищаются, однако такие объекты, как депо, пути необщего пользования и некоторые другие, остались без внимания.

Для перечисленных категорируемых объектов проводится множество мероприятий по их защите: начиная от разработки формально-административных документов типа приказов, распоряжений, порядков и инструкций и заканчивая оснащением инженерными и техническими средствами. Для объекта определяется так называемая зона транспортной безопасности, куда проход физическим лицам ограничен, и, что наиболее важно, — определяются критические элементы!

Критический элемент — строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства (АНВ) в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры либо возникновению чрезвычайных ситуаций (межведомственный приказ Минтранса РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 05.03.2010 №52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»).

Критические элементы определяются в процессе оценки уязвимости железнодорожного объекта, которую проводят аккредитованные специализированные организации. Что же является на практике критическими элементами, к защите которых приковывается особое внимание?

На железнодорожных станциях в последнее время критическим элементом признается помещение дежурного по станции, а также помещение релейной. Связано это с тем, что в данных помещениях установлено оборудование устройств сигнализации, централизации и блокировки (пульт дежурного по станции и релейные шкафы). По мнению экспертов в области оценки уязвимости, именно совершение незаконных действий в отношении данных элементов приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта. Такие выводы делаются на основании факторов, влияющих на величину последствий ущерба от совершения АНВ, а также выводов о потенциально возможных способах реализации угроз совершения данных АНВ.

На железнодорожных вокзалах ситуация более неоднозначная, поскольку разные специализированные организации делают акцент на разных критических элементах. Некоторые определяют критическим элементом кабинет начальника вокзала, другие же критическим элементом считают помещение и оборудование электрощитовой, после взрыва которого произойдет обесточивание объекта.

Современная обстановка в мире показывает, что проблемы борьбы с терроризмом на объектах железнодорожного транспорта требуют компетентного рассмотрения на высшем уровне. Терроризм давно перерос рамки национальных границ и превратился в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества. Увеличение количества террористических актов, ведущих к массовым жертвам, рост циничности и жестокости их исполнения обязывает проанализировать причины столь масштабного терроризма и диктует необходимость принять эффективные меры по координации действий правоохранительных органов и спецслужб [1].

Критериями категорирования объектов железнодорожной инфраструктуры являются:

● Степень угрозы совершения АНВ в деятельность объектов, которая определяется на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории Российской Федерации (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и/или совершении АНВ), в том числе в отношении категорируемых объектов, за период последних 12 месяцев до момента категорирования.

● Возможные последствия совершения АНВ в деятельность объектов, которые определяются на основании количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людях, о возможном материальном ущербе.

Еще одним категорируемым видом объектов железнодорожного транспорта являются эстакады и мосты. Логичным решением со стороны специализированных организаций служит определение критическим элементом таких объектов — устоев пролетных строений. В то же время законодательством предъявляются четкие требования по защите установленных критических элементов, но без поправки на тип объекта и функциональные возможности.

Критические элементы участков железнодорожных путей (перегонов) в большинстве случаев не устанавливаются, и это справедливо. Ведь не имеет смысла делать это на открытом участке, обеспечить защиту которого не представляется возможным.

Ввиду открытости и доступности транспортного предприятия, вездесущности движения транспортных средств, широкого распространения транспортной системы и наличия многих потенциально опасных мест антитеррористические меры безопасности сталкиваются со значительными препятствиями.

При этом важно чтобы принимаемые меры по защите объектов железнодорожного транспорта, в том числе их критических элементов, находили понимание со стороны общества.

Язык статьи:
Действия с выбранными: