По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.314.26

Критерии оптимизации алгоритмов управления тягового электропривода

Шульга Р. Н. канд. техн. наук, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва

Рассматриваются критерии оптимизации системы управления (СУ) тягового электропривода с асинхронным двигателем (АД) тепловоза. В отличие от метода векторного управления FOC с блоком широтноимпульсной модуляции (ШИМ) и контуром тока, разрывные методы DTC, DSC, ISC используют релейные регуляторы потоком статора и электромагнитного момента без учета контуров тока. Результаты усовершенствования методов прямого управления моментом DTC приводят к повышению качества СУ, однако, снижается надежность СУ из-за возрастания требований к подсистеме идентификации. Система идентификации предусматривает вычисление следующих параметров: векторов потоков статора и ротора, моментов и частоты вращения ротора. По показателю надежности лучшими являются классические методы прямого управления моментом, а по показателям качества регулирования момента и магнитного потока статора лучшими являются усовершенствованные методы DSC, DTC, ISC.

Литература:

1. Шульга Р. Н., Ярец В. В., Лабутин А. А. Тяговые электродвигатели (ТЭД). Ч. 1. Критерии оптимизации. – В редакции журнала «Электрооборудование: эксплуатация и ремонт». — 1 поз. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт 7/2024. С. 4–14.

2. Шульга Р. Н., Ярец В. В., Лабутин А. А. Тяговые электродвигатели (ТЭД). Ч. 2. Расчетные характеристики и стоимость жизненного цикла. – В редакции журнала «Электрооборудование: эксплуатация и ремонт». — 2 поз.Электрооборудование: эксплуатация и ремонт 9/2024. С. 4–-15.

3. Шульга Р. Н., Ярец В. В., Лабутин А. А. Тяговые электродвигатели (ТЭД). Ч. 3. Методика оценки стоимости локомотива и электродвигателя. – В редакции журнала «Электрооборудование: эксплуатация и ремонт». — 3 поз. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт 10/2024. С. 13-22.

4. Depenbrock М. Direct Self-Control (DSC) of Inverter-Fed Induction Machine// IEEE Transactions on Power Electronics. – 1988. – Vol. 3 – No 4. – P. 420–429.

5. Depenbrock М. Direct Self-Control of The Flux and Rotary Moment of a Rotary-Field Machine: pat of United States No. 4678248, filed 18.10.1985, date of patent 07.07.1987. – P. 14.

6. A new quick-response and high-efficiency control strategy of an induction motor/I. Takahashi, T. Noguchi// IEEE Transactions on industry applications. – 1986. – Vol. 1A-22 – No. 5 – P. 820–827.

7. Rreview of Direct torque control methods for voltage source inverter-fed induction motors/G. Buja, M P. Kazmierkowski// IEEE Industrial electronics society: proceedings of the 29th annual conference of the IEEE. Warsaw, 2003. – Vol. 1. – P. 981–991.

8. Анучин А. С. Системы управления электроприводов. – М.: Академия, 2015. – 371 с.

9. Векторное управление для асинхронного привода. – URL:/habr.com

10. Тарасов А. М. Управление асинхронным тяговым электродвигателем тележки локомотива в предельных по сцеплению режимах движения. Канд. дисс. Брянский ГТУ, 2017. – 135 с.

11. Фираго Б. И. Регулируемые электроприводы переменного тока. – Минск: Техноперспектива, 2006. – 363 с.

12. Гаврилов Р. С., Мустафаев Ю. Н. Управление синхронной машиной с постоянными магнитами. Учеб. пособие. Балт. ГТУ. – СПб., 2019. – 78 с.

13. Григорьев А. В. Обзор вариантов прямого управления моментов асинхронного двигателя // Вестник Куз. ГТУ. – 2012. – №2. – С. 53–58.

За рубежом в 1980-х годах в процессе интенсивных поисков улучшения качества работы и надежности систем управления (СУ) тягового электропривода (ТЭП) с асинхронными двигателями (АД) среди многих авторов можно выделить приоритетные работы [4–6], которые к настоящему времени апробированы и широко внедряются в электротранспорте. Указанное направление особенно актуально в связи с необходимостью повышения энергоэффективности и надежности ж/д транспорта и рассматривается в настоящей работе применительно к грузовым локомотивам и маневровым тепловозам.

Цель работы состоит в сопоставлении рассматриваемых алгоритмов применительно к ТЭП маневрового тепловоза, выработке критериев оптимизации СУ ТЭП, аналогичных ранее предложенных в работах [1–3] применительно к тяговым электродвигателям.

Приоритетными работами в части выбора алгоритмов СУ ТЭП являются в соответствии с [13] ранее опубликованные материалы [4–6]:

• С ориентацией вдоль векторов магнитных потоков ψ двигателя (FOC), предложенный М. Депенброком (М. Depenbrock), который в 1985 г. предложил метод DSC «Прямое саморегулирование потока и крутящего момента электрической машины с вращающимся полем» (DSC–Direct Self Control of the flux and rotary moment of a rotary-field machine) [4,5].

• В это же время И. Такахаши (I. Такаhashi) и Т. Ногучи (Т. Noguchi) независимо от М. Депенброка, предлагают метод «Прямое управление моментом» (DTC–Direct Torque Control), который отличается от DSC структурной реализацией и траекторией пространственного вектора потокосцепления [6].

В отличие от методов векторного управления FOC и DSC, которые содержат блок широтно-импульсной модуляции (ШИМ) и контур тока, разрывный метод DTC содержит релейные регуляторы, которые работают непосредственно с потоком статора ψ и электромагнитным моментом М без использования внутренних контуров тока. Большинство последующих работ было направлено на преодоление основных недостатков методов DTC и DSC, которые характеризуются следующим:

Для Цитирования:
Шульга Р. Н., Критерии оптимизации алгоритмов управления тягового электропривода. Оперативное управление в электроэнергетике: подготовка персонала и поддержание его квалификации. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: