По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.22-614.25

Критерии и индикаторы качества медицинской помощи

Сидорович Роман Борисович врач общей практики, Мурманск, S_RB@yandex.ru

Обеспечение качества оказания медицинской помощи является одним из приоритетных направлений реформирования медицинской отрасли. Четкое определение критериев и индикаторов качества оказания медицинской помощи необходимо для проведения внешней и внутренней оценки оказываемых медицинских услуг. Министерством здравоохранения РФ подготовлен новый приказ, регламентирующий критерии оценки качества медицинской помощи, — приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.07.2016 № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Внедрение основных положений этого приказа в медицинских учреждениях, в повседневной работе врача общей практики — одна из важных задач медицины в нашей стране сегодня.

Литература:

1. Качала Л. И., Слабкий Г. Н. Контроль качества медицинской помощи на уровне учреждения здравоохранения // Управление здравоохранением. — 2016. — № 3 — С. 80–86.

2. Князев Е. Г., Таевский А. Б. Внутренний контроль качества и безопасности // Заместитель главного врача. — 2016. — № 9. — С. 57–64.

3. Посненкова О. М., Киселев А. Р., Попова Ю. В. Методология клинических индикаторов качества медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2013. — № 12. С. 49–56.

4. Приказ Минздрава России от 07.07.2015 № 422н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

5. Приказ Минздрава России от 15.07.2016 № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

6. Савельев В. Н., Виноградова Т. В., Дунаев С. М. Индикаторы оказания медицинской помощи. // Медицинский альманах. — 2011. — № 1. — С. 32–46.

7. Юрьев А. С., Авксентьева М. В. Методические подходы к формированию актуальных индикаторов качества медицинской помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении. — 2015. — № 8. — С. 46–51.

Качество медицинской помощи — совокупность множества характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии. Качественная медицинская помощь означает, что в клинической практике в необходимом объеме, в нужное время, среди больных, кому они показаны, выполняются мероприятия, предусмотренные клиническими рекомендациями [1].

Качество медицинской помощи складывается из множества аспектов:

- адекватности (appropriateness);

- доступности (availability);

- преемственности и непрерывности (continuity);

- действенности (efficacy);

- результативности (effectiveness);

- безопасности (safety);

- своевременности (timeliness);

- удовлетворенности потребности и ожидания (satisfaction);

- стабильности процесса и результата (stability);

- постоянного совершенствования и улучшения (improvement) [3].

Индикатор качества помощи — ретроспективно измеряемый элемент оценки медицинской помощи, относительно которого имеются доказательства или признанное мнение, что его изменение связано с качеством помощи (например, доля больных с АД > 160/90 мм рт. ст., которым проведено повторное измерение АД в течение трех месяцев).

Стандарт качества медицинской помощи — степень соответствия индикатору или критерию оценки. Имеет очень малую степень свободы (например, минимум у 90 % больных с АД > 160/90 мм рт. ст. должны быть проведены повторные измерения АД в течение трех месяцев).

Сознавая значимость адекватной оценки выполнения рекомендаций в развитых странах, в последние годы разработка рекомендаций стала сопровождаться разработкой индикаторов их выполнения [1].

Управление качеством начинается с оценки текущего состояния — экспертизы. Объект и методика экспертизы в значительной мере зависят от того, что и как развивается или модернизируется в системе. Основные методы оценки качества медицинской помощи включают статистический (например, анализ показателей государственной статистической отчетности), экспертную оценку (например, экспертизу карт стационарных больных) и реже — социологический опрос населения (например, оценка удовлетворенности ожиданий пациентов).

Для Цитирования:
Сидорович Роман Борисович, Критерии и индикаторы качества медицинской помощи. ГЛАВВРАЧ. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: