По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339. 138 DOI:10.33920/VNE-3-2505-01

Креативные маркетинговые коммуникации как инновационные средства продвижения товаров на рынке

Николаева М.А. доктор технических наук, профессор кафедры международной коммерции и логистики Президентской академии (РАНХиГС), профессор кафедры менеджмента Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН)
Аль-Зейди А.А. магистрант института управления Президентской академии (РАНХиГС)

Рассмотрение характерных особенностей современных средств креативных коммуникаций для продвижения на рынке товаров в условиях сильной конкурентной среды. В статье рассмотрена история возникновения креативных коммуникаций. Даны определения основных терминов. Выявлены две группы функций, которые выполняют креативные коммуникации при продвижении товаров на рынке. Рассмотрены отличия креативных маркетинговых коммуникаций от традиционных. Охарактеризованы важнейшие средства креативных коммуникаций: геймификация, спецпроекты, использование искусственного интеллекта, внедрение креативной рамки, формат коротких видеороликов, использование 3D-графики для вирусного эффекта, комплекс персонализированных коммуникаций и др.

Литература:

1. Сделать так, чтобы клиент помнил вашу рекламу: 9 инструментов креативного маркетинга // РУСБЕЙС. [Электронный ресурс] URL: https://rb.ru/opinion/creative-marketing-tools/ (дата обращения: 25.04.2025).

2. Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 3 (106). С. 88–107.

3. Исследования креативности: постановка проблемы // Первое экономическое издательство. — 2023. С. 630–639. [Электронный ресурс] URL: https://1economic.ru/lib/10609 (дата обращение: 17.04.2025).

4. Музыка в рекламе: как бренды интегрируют в ролики рэп, поп и классику. 12 февраля. 2018. // SOSTAV. [Электронный ресурс] URL: https://www.sostav.ru/publication/muzyka-v-reklamekak-brendy-integri Ruyut-v-roliki-rep-pop-i-klassiku-30366.html (дата обращения: 21.04.2024).

5. Мосбиржа втрое увеличила рекламные расходы // Adindex URL: https://adindex.ru/news/ ad_budjet/2025/03/6/331458.phtml (дата обращения: 06.06.2025).

6. Сравни.ру обновил логотип, название и фирменный стиль // СРАВНИ. [Электронный ресурс] URL: https://www.sravni.ru/novost/2022/2/22/sravni-ru-obnovil-logotip-nazvanie-i-firmennyjstil/ (дата обращения: 22.04.2025).

7. Невозможно не заметить: ВТБ запустил масштабный спецпроект на сервисах «Яндекса». 5 декабря. 2022. // SOSTAV. [Электронный ресурс] URL: https://www.sostav.ru/publication/vtb57942.html (дата обращения: 18.04.2025).

8. Рекламные инструменты для банковской сферы: тренды и тенденции 2024 года // SOSTAV. [Электронный ресурс] URL: https://www.sostav.ru/blogs/276047/51288 (дата обращения: 23.04.2035).

9. Стерхова С.А. Креативные технологии в рекламе и связях с общественностью: учеб. пособие / С.А. Стерхова. — Ижевск: Удмуртский университет, 2025–75 с. — Текст: электронный.

10. Теория воображения Канта. // Livelib.ru. [Электронный ресурс] URL: https://www.livelib.ru/ book/157807/readpart-genezis-obraza-i-ego-funktsioniRovanie-v-mediaprostranstve-yuliyabelousova/~8 (дата обращение: 17.04.2025).

11. Котляревская, И.В. Стратегический маркетинг: учебное пособие. В 2 ч. Ч. 1 / И.В. Котляревская; Мин‐во науки и высшего образования РФ. — 3‐е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Изд‐во Урал. ун‐та, 2019. — 138 с.

12. Партнерский маркетинг: виды, инструменты, модели оплат // COMPASS. [Электронный ресурс] URL: https://getcompass.ru/blog/posts/partnerskiy-marketing (дата обращения: 24.04.2025).

13. М. Сурыгина, Gallery: ключевые тренды в наружной рекламе 2023. 21 марта. 2023. // SOSTAV. [Электронный ресурс] URL: https://www.sostav.ru/publication/marina-surygina-galleryklyuchevye-trendy-v-naruzhnoj-reklame-2023–59492.html (дата обращения: 20.04.2025).

14. Обзор «Финуслуг» — первого в России финансового маркетплейса // Skillbox. [Электронный ресурс] URL: https://skillbox.ru/media/money/obzor-finuslug-pervogo-v-rossii-finansovogomarketpleysa/ (дата обращения: 25.04.2025).

15. Коты, утки, виртуальные персонажи — для чего брендам нужны маскоты. 12 октября. 2023. // VC.RU. [Электронный ресурс] URL: https://vc.ru/marketing/876411‑koty-utki-virtualnyepersonazhi-dlya-chego-brendam-nuzhny-maskoty (дата обращения: 16.04.2025).

16. Фирменный стиль Сбера, Тинькофф, ВТБ: как в 2023 году финтех-гиганты общаются с клиентами с помощью визуала? 31 августа. 2023. // VC.RU. [Электронный ресурс] URL: https:// vc.ru/design/816963‑firmennyy-stil-sbera-tinkoff-vtb-kak-v-2023‑godu-finteh-gigantyobshchayutsya-s-klientami-s-pomoshchyu-vizuala (дата обращения: 23.04.2025).

17. Илья Лагутенко стал лицом рекламной кампании платформы «Финуслуги» // SOSTAV. [Электронный ресурс] URL: https://www.sostav.ru/publication/ilya-lagutenko-finuslugi-52516.html (дата обращения: 24.04.2025).

18. Маркетинг: учебник для бакалавров / под ред. Н.М. Кондратенко. — 2‑е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. — 542 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.

19. Что такое маскоты и как их используют в брендинге. 3 октября. 2022. // Skillbox Media. [Электронный ресурс] URL: https://skillbox.ru/media/design/chto-takoe-maskoty-i-kak-ikhispolzuyut-v-dizayne-firmennogo-stilya/ (дата обращения: 16.04.2025).

20. Бренд-медиа // UNISENDER. [Электронный ресурс] URL: https://www.unisender.com/ru/ glossary/brend-mediachto-takoe-brand-media/ (дата обращения: 24.04.2025).

1. Make your advertisement memorable to the client: 9 tools of creative marketing // RUSBASE. Available at: https://rb.ru/opinion/creative-marketing-tools (accessed April 25, 2025). (In Russ.)

2. Ivanova A.V. Tekhnologii virtualnoi i dopolnennoi realnosti: vozmozhnosti i prepiatstviia primeneniia [Virtual and augmented reality technologies: opportunities and challenges for application] // Strategicheskie resheniia i risk-menedzhment [Strategic Decisions and Risk Management]. 2018. No. 3 (106). P. 88–107. (In Russ.)

3. Creativity research: problem statement // First Economic Publishing House. — 2023. P. 630–639. Available at: https://1economic.ru/lib/10609 (accessed April 17, 2025). (In Russ.)

4. Music in advertising: how brands integrate rap, pop, and classical music into their videos. February 12, 2018. // SOSTAV. Available at: https://www.sostav.ru/publication/muzyka-v-reklame-kakbrendy-integriruyut-v-roliki-rep-pop-i-klassiku-30366.html (accessed April 21, 2024). (In Russ.)

5. Moscow Exchange triples its advertising budget // AdIndex. Available at: https://adindex.ru/ news/ad_budjet/2025/03/6/331458.phtml (accessed June 6, 2025). (In Russ.)

6. Sravni.ru updates logo, brand name, and corporate style // SRAVNI. Available at: https://www. sravni.ru/novost/2022/2/22/sravni-ru-obnovil-logotip-nazvanie-i-firmennyj-stil (accessed April 22, 2025). (In Russ.)

7. Impossible not to notice: VTB launches a large-scale special project on Yandex services. December 5, 2022. // SOSTAV. Available at: https://www.sostav.ru/publication/vtb-57942.html (accessed April 18, 2025). (In Russ.)

8. Advertising tools for banking sector: trends and tendencies of 2024 // SOSTAV. Available at: https://www.sostav.ru/blogs/276047/51288 (accessed April 23, 2035). (In Russ.)

9. Sterkhova S.A. Kreativnye tekhnologii v reklame i sviaziakh s obshchestvennostiu [Creative technologies in advertising and public relations]: Study Guide / S.A. Sterkhova. — Izhevsk: Udmurt University, 2025–75 p. — Electronic text. (In Russ.)

10. Kant's Theory of Imagination. // LiveLib.ru. Available at: https://www.livelib.ru/book/157807/ readpart-genezis-obraza-i-ego-funktsionirovanie-v-mediaprostranstve-yuliya-belousova/~8 (accessed April 17, 2025). (In Russ.)

11. Kotliarevskaia I.V. Strategicheskii marketing [Strategic marketing]: Study Guide. In two parts. Part 1 / I.V. Kotliarevskaia; Ministry of Science and Higher Education of Russia. — Third edition, revised and supplemented. — Yekaterinburg: UrFU Press, 2019. — 138 p. (In Russ.)

12. Affiliate Marketing: Types, Tools, Payment Models // COMPASS. Available at: https://getcompass.ru/blog/posts/partnerskiy-marketing (accessed April 24, 2025). (In Russ.)

13. Marina Surygina, Gallery: Key Trends in Outdoor Advertising 2023. March 21, 2023. // SOSTAV. Available at: https://www.sostav.ru/publication/marina-surygina-gallery-klyuchevye-trendy-v-naruzhnoj-reklame-2023–59492.html (accessed April 20, 2025). (In Russ.)

14. Overview of Finuslugi — first financial marketplace in Russia // SKILLBOX. Available at: https:// skillbox.ru/media/money/obzor-finuslug-pervogo-v-rossii-finansovogo-marketpleysa (accessed April 25, 2025). (In Russ.)

15. Cats, ducks, virtual characters — why do brands need mascots? October 12, 2023. // VC.RU. Available at: https://vc.ru/marketing/876411‑koty-utki-virtualnye-personazhi-dlya-chego-brendam-nuzhny-maskoty (accessed April 16, 2025). (In Russ.)

16. Brand identity of Sberbank, Tinkoff, VTB: How fintech giants communicate with customers through visuals in 2023? August 31, 2023. // VC.RU. Available at: https://vc.ru/design/816963‑firmennyy-stil-sbera-tinkoff-vtb-kak-v-2023‑godu-finteh-giganty-obshchayutsya-s-klientami-spomoshchyu-vizuala (accessed April 23, 2025). (In Russ.)

17. Ilia Lagutenko becomes face of Finuslugi platform’s ad campaign // SOSTAV. Available at: https:// www.sostav.ru/publication/ilya-lagutenko-finuslugi-52516.html (accessed April 24, 2025). (In Russ.)

18. Marketing: textbook for bachelor students / edited by N.M. Kondratenko. — Second edition, corrected and expanded. — Moscow: Yurait Publishing House; Yurait ID, 2015. — 542 p. — Series: Bachelor. Basic Course. (In Russ.)

19. What are mascots and how are they used in branding. October 3, 2022. // Skillbox Media. [Electronic resource] Available at: https://skillbox.ru/media/design/chto-takoe-maskoty-i-kak-ikhispolzuyut-v-dizayne-firmennogo-stilya/ (accessed: April 16, 2025). (In Russ.)

20. Brand Media // UNISENDER. [Electronic resource]] Available at: https://www.unisender.com/ru/ glossary/brend-mediachto-takoe-brand-media/ (accessed April 24, 2025). (In Russ.)

В современных условиях насыщенного товарами и информацией рынка традиционные маркетинговые коммуникации не всегда обеспечивают необходимую результативность и эффективность, что заставляет маркетологов искать инновационные средства продвижения товаров и организаций, их брендов. К числу таких инновационных подходов относятся креативные маркетинговые коммуникации.

Цель исследования: рассмотрение характерных особенностей современных средств креативных коммуникаций для продвижения на рынке товаров в условиях сильной конкурентной среды.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

— определены основные термины, применяемые в статье;

— выявлена история возникновения и применения креативных коммуникаций;

— рассмотрены особенности традиционных и креативных инструментов продвижения товаров на рынке;

— охарактеризованы важнейшие виды креативных маркетинговых коммуникаций.

Объект исследования — креативные маркетинговые коммуникации.

Предпосылки оригинальных творческих концепций начали зарождаться ещё в древние времена. Тогда философы выделяли такое понятие, как творчество. Именно оно лежит в основе термина «креатив». Творчество противопоставляли интеллекту и логике, то есть рассматривали как метод, который не поддаётся расчётам и рациональности. Английский философ Джордж Беркли изучал теорию «креативного восприятия», суть которой состояла в том, что человек субъективно воспринимает окружающие его предметы и явления. На основе этой информации он может фантазировать и придумывать различные объекты, которые относятся к воображаемому творческому миру.

Одним из создателей креативной рекламной индустрии является американский рекламист и писатель Клод Кларенс Хопкинс. Он считал, что реклама — возможность продемонстрировать, товар с помощью слова и текста. Хопкинс отмечал, что важно сконцентрироваться на одной из характеристик продукта, чтобы рекламное сообщение стало успешным. Именно он ввёл рекламные слоганы и впервые применил текстовые кампании, а также придумал механику с пробниками, которые не подразумевали оплаты и давали право на бесплатное пользование продуктом.

Для Цитирования:
Николаева М.А., Аль-Зейди А.А., Креативные маркетинговые коммуникации как инновационные средства продвижения товаров на рынке. Лизинг. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: