Понятие «креативная экономика» было введено журналом BusinessWeek в августе 2000 г. Лидером в креативной экономике сегодня можно назвать Великобританию, которая создала и продолжает разрабатывать правовую базу, стратегические и политические документы развития национальной экономики через экономическое, культурное и социальное взаимодействие.
Креативная экономика, или экономика знаний, основана на интеллектуальной деятельности. Проектное мышление требует от специалистов большой гибкости, адекватной реакции на постоянно меняющуюся ситуацию, принятия нестандартных решений, творчества, изобретательности.
Аналитическая деятельность современного специалиста должна основываться на исследовании характеристик как внутренней, так и внешней среды, их систематизации, вычленении основных тенденций развития и создании системы мероприятий, воздействующих на них. Для принятия правильного решения специалисту требуется не только исследовать те факты, которые лежат на поверхности, но и проникать в суть явлений, обращать внимание на скрытые, неявные связи и значения, по-разному оценивать и интерпретировать одни и те же явления в зависимости от поставленных целей и задач.
Креативное мышление — ценный капитал, приносящий постоянные дивиденды, источник новых идей и оригинальных подходов, который делает организации конкурентоспособными, а их сотрудников — уникальными1 . Но как мотивировать людей к творчеству в бизнесе, развитию их креативности?
По мнению Джона Хокинса2 , для того чтобы превратить идеи в деньги, есть три основных принципа:
1) аксиома, что творческие способности есть у каждого;
2) свобода самовыражения;
3) создание инфраструктуры — рынков и связей, которые позволят людям преобразовывать идеи в продукты.
Кроме того, в стране, которая желает развиваться по пути креативной экономики, должна быть сильной методика патентов и защиты интеллектуальной собственности.