Термин «обменоведение» взамен иностранного слова «маркетинг» введен 10 лет назад в докладе: «Маркетинг будущего и проблемы его преподавания», опубликованном в сборнике докладов и материалов Четвертой международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (секция: «Экономика высшего образования»), прошедшей в Московском гуманитарном университете в 2007 г. Это понятие всесторонне обосновано в статье: «Обменоведение — фундаментальная и прикладная наука об обменах», вышедшей в 4-м номере журнала «Маркетинг в России и за рубежом» в 2009 г. (с. 134–138), а также и других работах [9, 10]. Обменоведение как фундаментальная наука изучает процессы обмена во всех проявлениях материи, энергии и духа. В таблице представлена классификация обменов по принципу сферы их осуществления.
Обменоведение, как прикладная наука в сфере экономики в том числе, изучает процессы обмена товаров и услуг как в рыночной, так и в других видах экономики: традиционной, плановой, директивной, монополистической, олигархической, криминальной, теневой и др. В отличие от обменоведения, маркетинг изучает процесс обмена только в рыночной экономике. Другие ее виды не подходят под постулаты и закономерности рыночных отношений. В этом проявляется существенная ограниченность теории и практики маркетинга, поэтому в рамках программы замещения импорта этот термин нуждается в замене.
За годы преподавания маркетинга в столичных вузах был разработан авторский контент по курсу: «Обменоведение: маркетинг без секретов». Исследованиям в области обмена и стратегического маркетинга посвящены ряд работ отечественных и зарубежных ученых [1–6]. Однако сам процесс разработки стратегии недостаточно научно обоснован.
Разработка стратегии — это одновременно и наука, и искусство полководца, управляющего, маркетолога, обменоведа. Формирование стратегии маркетинга в большей степени творческий процесс. Однако для достижения положительного результата его следует упорядочить, т. е. сделать научным. Говоря цитатой Пушкина, проверить алгеброй гармонию. Методологический подход автора при формировании стратегии заключается в накапливании полезной информации о внешней среде, ее стратегическом анализе, прогнозе изменений запросов потребителей, оценки возможности использования типичного варианта стратегии исходя из наличия ресурсов и открывающихся возможностей рынка. Затем на базе подходящей типичной стратегии эвристически (в полете фантазии) и творчески (креативно) разрабатывается оригинальная, уникальная стратегия маркетинга, нацеленная в прошлое, настоящее, или будущее.