По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.13

Креативная методология разработки стратегии обменов (маркетинга)

Разовский Ю. В. д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Московский университет им. Витте С. Ю., Москва

В статье предложена творческая, научно обоснованная последовательность (методология) разработки стратегии рыночных обменов (маркетинга) товаров и услуг на деньги. Рассматриваются этапы разработки стратеги маркетинга, обеспечивающего выбор потенциально эффективного и перспективного направления развития ассортимента товаров, рынков и их сегментов. Приводится классификация обменов по принципу сферы их происхождения.

Литература:

1. Брайaн Дж. Смит: Как заставить маркетинг работать: стратегическое планирование на опыте известных компаний. — М.: Вершина, 2006.

2. Демченко А. Маркетинговые инновации в условиях кризиса // Маркетинг. — 2009. — № 1. — 44–50.

3. Дойль. П. Маркетинг-менеджмент как стратегия. — СПб.: Питер, 2004.

4. Котлер. Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 2002.

5. Ламбен Ж. Стратегический маркетинг. Европ. перспектива. — СПб.: Наука, 1996. — 589 с.

6. Маркс К. Капитал, т. 1, Книга 1. Процесс производства капитала. Глава 2. Процесс обмена. Издание третье, подготовленное К. Каутским. — Государственное издательство, 1925.

7. Разовский Ю. В., Карпова Н. В. Матрица выбора стратегии маркетинга банка. Экономика и управление: проблемы и решения. — 2015. — № 5. — С. 53–59.

8. Разовский Ю. В. Стратегия маркетинга вуза. Актуальные проблемы экономических исследований. Государственная политика, корпоративное управление, социально-трудовые отношения: сб. науч. трудов / Под ред. Е. Б. Крыловой, Ю. Н. Царегородцева. — М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2013. Вып. 6. — С. 89–98.

9. Разовский Ю. В. Стратегически типизированные обмены Аспират. Докторант // Гуманитарно-социальные исследования. — 2012. — № 4 (5). — С. 45–49.

10. Разовский Ю. В., Савельева Е. Ю. Эквивалентный обмен. Россия: тенденции и перспективы развития // Ежегодник. Вып. 5. Часть II. — М.: ИНИОН РАН, 2010. — С. 772.

Термин «обменоведение» взамен иностранного слова «маркетинг» введен 10 лет назад в докладе: «Маркетинг будущего и проблемы его преподавания», опубликованном в сборнике докладов и материалов Четвертой международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (секция: «Экономика высшего образования»), прошедшей в Московском гуманитарном университете в 2007 г. Это понятие всесторонне обосновано в статье: «Обменоведение — фундаментальная и прикладная наука об обменах», вышедшей в 4-м номере журнала «Маркетинг в России и за рубежом» в 2009 г. (с. 134–138), а также и других работах [9, 10]. Обменоведение как фундаментальная наука изучает процессы обмена во всех проявлениях материи, энергии и духа. В таблице представлена классификация обменов по принципу сферы их осуществления.

Обменоведение, как прикладная наука в сфере экономики в том числе, изучает процессы обмена товаров и услуг как в рыночной, так и в других видах экономики: традиционной, плановой, директивной, монополистической, олигархической, криминальной, теневой и др. В отличие от обменоведения, маркетинг изучает процесс обмена только в рыночной экономике. Другие ее виды не подходят под постулаты и закономерности рыночных отношений. В этом проявляется существенная ограниченность теории и практики маркетинга, поэтому в рамках программы замещения импорта этот термин нуждается в замене.

За годы преподавания маркетинга в столичных вузах был разработан авторский контент по курсу: «Обменоведение: маркетинг без секретов». Исследованиям в области обмена и стратегического маркетинга посвящены ряд работ отечественных и зарубежных ученых [1–6]. Однако сам процесс разработки стратегии недостаточно научно обоснован.

Разработка стратегии — это одновременно и наука, и искусство полководца, управляющего, маркетолога, обменоведа. Формирование стратегии маркетинга в большей степени творческий процесс. Однако для достижения положительного результата его следует упорядочить, т. е. сделать научным. Говоря цитатой Пушкина, проверить алгеброй гармонию. Методологический подход автора при формировании стратегии заключается в накапливании полезной информации о внешней среде, ее стратегическом анализе, прогнозе изменений запросов потребителей, оценки возможности использования типичного варианта стратегии исходя из наличия ресурсов и открывающихся возможностей рынка. Затем на базе подходящей типичной стратегии эвристически (в полете фантазии) и творчески (креативно) разрабатывается оригинальная, уникальная стратегия маркетинга, нацеленная в прошлое, настоящее, или будущее.

Для Цитирования:
Разовский Ю. В., Креативная методология разработки стратегии обменов (маркетинга). Директор по маркетингу и сбыту. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: