По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 DOI:10.33920/vne-04-2007-02

Креативная экономика: зарубежный опыт развития

Родыгина Наталья Юрьевна д-р экон. наук, профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, Всероссийская академия внешней торговли при Министерстве экономического развития Российской Федерации, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, д. 4а, e-mail: rodygina.natalia@yandex.ru
Логина Мария Владимировна Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, 125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 51/1, e-mail: logina_maria@mail.ru
Мусихин Владислав Игоревич магистрант, Всероссийская академия внешней торговли при Министерстве экономического развития Российской Федерации, главный специалист-эксперт отдела металлургии и рудно-сырьевого комплекса, Управление контроля промышленности ФАС России, e-mail: musikhinvladislav@gmail.com
Шабунин Вадим Владимирович канд. ист. наук, преподаватель, Распределенный лицей НИУ ВШЭ, 101000, г. Москва, Большой Харитоньевский пер., д. 4, e-mail: vadimshabunin@bk.ru

В статье затрагивается тема креативной экономики и ее роли в современной мировой торговле. Исследованы количественные показатели, проводится сравнительный анализ креативных отраслей экономики в региональной разбивке, выделяются и описываются характерные особенности текущих тенденций. Особое внимание уделено опыту Германии и Китаю как лидерам в развитии креативных отраслей национального хозяйства.

Литература:

1. Родыгина Н. Ю. Организация и техника внешнеторговых операций, учебное пособие // Сер. Высшее образование. Основы наук. — М., 2008. — 372 с.

2. Родыгина Н. Ю., Матвеенко К. М., Ярошенко М. О. Анализ конкурентоспособности экономики России // Сборник: Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2017. — Ч. 8. — № 12.

3. Мусихин В. И., Евстюхина К. К., Панов А. В. Торговые войны и ВТО // Международная экономика. — 2019. — № 3. — С. 22–36.

4. Что скрывается под термином «креативная экономика?». — Креативная экономика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// creativeconomy.ru/lib/3664.

5. Креативная экономика: мировая реальность. — МИФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://biz.mann-ivanov-ferber. ru/2018/07/03/kreativnaya-ekonomikamirovaya-realnost/.

6. Креативные индустрии — модели развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// sociologica . hse .ru/data/2018/ 09/29/1156660181/ S ocOboz_ 17_3_173-196_Khestanov.pdf.

7. МВФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nauchforum. ru/studconf/social/xli/16189.

8. Научный форум. Креативная экономика: сущность, понятие и представление [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nauchforum. ru/studconf/social/xli/16189.

9. Научно-исследовательский журнал «Вектор экономики». Роль креативной индустрии в мировой экономике и экономике России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vectoreconomy.ru/ images/publications/2019/2/economicsmanagement/Mubarak shina.pdf.

10. Креативные технопарки в постиндустриальной трансформации экономики Китая // Пространственная экономика. — Т. 15. — № 3 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/ pubs/share/direct/310290703.

11. Креативный город: творческие индустрии и развитие городов. Китай [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studbooks. net/622092/kulturologiya/kitay.

12. Креативная экономика Германии является отраслью с большим потенциалом роста // Инновационная креативная экономика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tatsachen-ueberdeutschland.de/ru/kategoriya/kulturasmi/innovacionnaya-kreativnayaekonomika.

13. Родыгина Н. Ю., Молева С. В., Мусихин В. И., Алексеев В. И. Инструменты поддержки экспорта за рубежом и возможности их использования в России // Российский внешнеэкономический вестник. — 2019. — № 11. — С. 15–27.

14. Замедление роста экономики Китая // Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. — № 41 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ac.gov.ru/archive/fi les/ publication/a/20868.pdf (дата обращения: 02.07.2020).

Потенциал развития креативной экономики огромен. Она является наиболее быстро растущим сектором мировой экономики с точки зрения получения прибыли, экспортных поступлений и создания рабочих мест.

Термин «креативная экономика» появился в 2000 г. благодаря архитектору и профессору Шанхайской школы креативности Джону Хоукинсу. Он считает, что креативная экономика — это один из первых видов экономики, где изобретательность и воображение выступают на первое место, а знания, информация и инновация являются главными инструментами креативной экономики.

Креативная экономика, или экономика знаний, — особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности.

Признаками креативной экономики являются:

- непрерывное инновационное развитие;

- большая роль человеческого капитала в инновационном развитии страны;

- инвестиции в новые товары, услуги, технологии, в развитие человеческого капитала;

- большая доля наукоемкой продукции в ВВП;

- конкуренция на основе инноваций;

- специализация и кооперация в области инновационной деятельности хозяйствующих субъектов;

- создание комплексов производства, имеющих межотраслевой и глобальный характер;

- высокая наукоемкость производства и высокий уровень профессиональной подготовки работников, защита объектов интеллектуальной собственности.

Несмотря на некоторую абстрактность, креативный капитал организации, как и любой другой, можно измерять и оценивать. А главное — научиться управлять им и развивать его. Доктор экономических наук О. Н. Мельников предлагает для этого использовать концепцию творческой энергии личности. Творческий потенциал здесь — это способность создавать новизну. Он расходуется на креативную деятельность, и его можно увеличивать, взаимодействуя с творчески насыщенной окружающей средой.

Для измерения креативного капитала используются интеллектуально-креативные карты сотрудников и другие методы. На основе полученных данных можно организовывать экономическую деятельность и персонал соответствующим образом для получения максимальной творческой отдачи от сотрудников.

Для Цитирования:
Родыгина Наталья Юрьевна, Логина Мария Владимировна, Мусихин Владислав Игоревич, Шабунин Вадим Владимирович, Креативная экономика: зарубежный опыт развития. Международная экономика. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: