Вопросы развития экспорта и увеличения количества российских компаний в международной торговле является актуальной повесткой для России на протяжении последних нескольких лет. Но многие из барьеров остаются. Например, отсутствие должного информирования о потенциально экспортной продукции и рынках ее сбыта, высокие финансовые издержки для начала бизнеса, неэффективные и малочисленные инструменты продвижения национального продукта в третьих странах, регуляторные пробелы таможенного, налогового законодательства и пр. Наконец, отсутствие единой стратегии по поддержке экспорта отражается на законодательных инициативах органов власти, когда принимаемые законопроекты, которые на первый взгляд не связаны напрямую с экспортом, могли бы внести существенный позитивный вклад в его развитие. В данной работе речь идет об одной из таких инициатив — принятии законопроекта по краудфандингу. Этот инструмент мог бы решить отдельные проблемы экспорта, если бы учитывал задачу развития внешней торговли.
Ограниченный доступ компаний, выходящих на внешние рынки, к финансам — один из существенных барьеров для развития экспорта. В странах ОЭСР с начала 2000 гг. проводится активная политика поддержки финансирования на основе активов для предприятий, которые не могут соответствовать кредитным стандартам, связанным с долгосрочными кредитами. В частности, факторинг был поддержан как средство для облегчения доступа МСП к финансированию международной торговли. Еще более инновационным инструментом финансирования является краудфандинг. Главные выводы авторов ежегодно выпускаемого отчета ОЭСР о финансировании МСП (февраль 2018 г.) неутешительны для традиционного банковского кредитования. Краудфандинг представляет собой метод привлечения внешнего финансирования от большой аудитории, в том числе зарубежной, а не небольшой группы специализированных внутренних инвесторов (например, банков, бизнес-ангелов, венчурных капиталистов), где каждый человек предоставляет небольшую сумму запрашиваемого финансирования. Учитывая, что в России стоит задача развития экспорта в первую очередь малых, средних и даже микропредприятий, краудфандинг, учитывая специфику этого инструмента, решил бы проблему финансирования в первую очередь такого типа компаний.