По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Краудфандинг как экспортная стратегия

Ермохин Иван Сергеевич младший научный сотрудник, Российский центр компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при Президенте РФ. E-mail: i.ermokhin@gmail.com
Левашенко Антонина Давидовна старший научный сотрудник, руководитель, Российский центр компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при Президенте РФ, 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82, корп. 3. E-mail: levashenko-ad@ranepa.ru

Вопросы развития экспорта и увеличения количества российских компаний в международной торговле является актуальной повесткой для России на протяжении последних нескольких лет. Отсутствие единой стратегии по поддержке экспорта отражается на законодательных инициативах органов власти, которые на первый взгляд не связаны напрямую с экспортом, но могли бы внести существенный позитивный вклад в его развитие. В данной работе речь идет об одной из таких инициатив — принятии законопроекта по краудфандингу. Этот инструмент мог бы в определенной степени решить отдельные проблемы развития экспортной конкурентоспособности России.

Литература:

1. Dr.Kati Suominen How can Small and Mid-Size exporters use crowdfunding (2014 г., с. 19) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tradeupfund.com/uploads/2/6/0/4/26048023/exporta_l.a._-_suominen_101614.pdf (дата обращения: 03.04.2018).

2. Cruz J. V. D. Competition and Regulation of Crowdfunding Platforms: a Two-sided Market Approach. — 2015. — с. 18 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/296696915_Competition_and_Regulation_of_Crowdfunding_Platforms_a_Two-sided_Market_Approach (дата обращения: 06.02.2018).

3. Total crowdfunding volume worldwide from 2012 to 2015 (in billion U.S. dollars) // The Statistics Portal. — 2015. — с. 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/620952/total-crowdfunding-volume-worldwide/ (дата обращения: 06.02.2018).

4. Официальный сайт ГД РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/419090-7 (дата обращения: 24.03.2018).

5. Руководящие принципы для краудфандинговых площадок КНР. — 2017. — с. 1) [Элект­ронный ресурс]. — Режим доступа: https://translate.google.com/translate?sl=auto&tl=en&js=y&prev=_t&hl=ru&ie=UTF-8&u=http%3A%2F%2Fwww.gov.cn%2Fxinwen%2F2015-07%2F18%2Fcontent_2899360.htm&edit-text=&act=url (дата обращения: 24.03.2018).

6. SEC. Investor Bulletin: Crowdfunding Investment Limits Increase. —2017. — С. 1) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.sec.gov/oiea/investor-alerts-and-bulletins/ib_crowdfundingincrease (дата обращения: 06.02.2018).

7. FCA. P2P agreement // FCA Handbook. —2017. — С. 1) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.handbook.fca.org.uk/handbook/glossary/G3218.html (дата обращения: 06.02.2018).

8. FCA. CONC 5.5 Creditworthiness assessment: P2P agreements // FCA Handbook. — 2017. — С. 1) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.handbook.fca.org.uk/handbook/CONC/5/5.html (дата обращения: 06.02.2018).

Вопросы развития экспорта и увеличения количества российских компаний в международной торговле является актуальной повесткой для России на протяжении последних нескольких лет. Но многие из барьеров остаются. Например, отсутствие должного информирования о потенциально экспортной продукции и рынках ее сбыта, высокие финансовые издержки для начала бизнеса, неэффективные и малочисленные инструменты продвижения национального продукта в третьих странах, регуляторные пробелы таможенного, налогового законодательства и пр. Наконец, отсутствие единой стратегии по поддержке экспорта отражается на законодательных инициативах органов власти, когда принимаемые законопроекты, которые на первый взгляд не связаны напрямую с экспортом, могли бы внести существенный позитивный вклад в его развитие. В данной работе речь идет об одной из таких инициатив — принятии законопроекта по краудфандингу. Этот инструмент мог бы решить отдельные проблемы экспорта, если бы учитывал задачу развития внешней торговли.

Ограниченный доступ компаний, выходящих на внешние рынки, к финансам — один из существенных барьеров для развития экспорта. В странах ОЭСР с начала 2000 гг. проводится активная политика поддержки финансирования на основе активов для предприятий, которые не могут соответствовать кредитным стандартам, связанным с долгосрочными кредитами. В частности, факторинг был поддержан как средство для облегчения доступа МСП к финансированию международной торговли. Еще более инновационным инструментом финансирования является краудфандинг. Главные выводы авторов ежегодно выпускаемого отчета ОЭСР о финансировании МСП (февраль 2018 г.) неутешительны для традиционного банковского кредитования. Краудфандинг представляет собой метод привлечения внешнего финансирования от большой аудитории, в том числе зарубежной, а не небольшой группы специализированных внутренних инвесторов (например, банков, бизнес-ангелов, венчурных капиталистов), где каждый человек предоставляет небольшую сумму запрашиваемого финансирования. Учитывая, что в России стоит задача развития экспорта в первую очередь малых, средних и даже микропредприятий, краудфандинг, учитывая специфику этого инструмента, решил бы проблему финансирования в первую очередь такого типа компаний.

Для Цитирования:
Ермохин Иван Сергеевич, Левашенко Антонина Давидовна, Краудфандинг как экспортная стратегия. Международная экономика. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: