Мировая пандемия, вызванная вирусом Covid-19, создала ситуацию повышенной психоэмоциональной нагрузки на все мировое сообщество. С максимальными сложностями столкнулись в своей работе сотрудники медицинских учреждений. Повышенный уровень нагрузок спровоцировал рост тревожных состояний, неоднократно отраженный в исследованиях различных авторов.
По результатам опроса «Тревожные расстройства в России», проведенного Российским обществом психиатров в 2017 г., 59,4 % пациентов предъявляли жалобы на тревогу и/или тревожные переживания, 45,7 % имели развернутый тревожный синдром (хроническую тревогу в сочетании с ее вегетативными проявлениями и поведением избегания), в том числе в сочетании с другой клинически значимой психопатологической симптоматикой, а 20,2 % — изолированный тревожный синдром (т. е. тревожный синдром, не являющийся составной частью других психопатологических синдромов) [1].
В рамках подготовки Рекомендаций для медицинских работников, находящихся в условиях повышенных психоэмоциональных нагрузок в период пандемии COVID-19, был проведен Всероссийский опрос, посвященный психологическому состоянию медицинских работников в период пандемии COVID-19. В данном опросе приняли участие более 500 человек. Участниками опроса были врачи, медицинские сестры, сотрудники университетов, медицинские сестры из 66 регионов России. По результатам опроса 87,7 % высказали пожелание, что медицинским работникам, оказывающим помощь пациентам с COVID-19, необходима психологическая поддержка.
Участникам опроса предлагалось субъективно оценить уровень собственной тревожности по шкале от 0 до 10, где 0 характеризует полное отсутствие тревоги, а 10 — невыносимую тревогу. По предварительным результатам, 28 % опрошенных медицинских работников отметили свой уровень тревоги на уровне 7 баллов и более, 26,5 % — на уровне 5–6 баллов. Только 9,6 % отметили полное отсутствие тревоги [2].
Большинство медицинских работников, работающих с пациентами с коронавирусом, показали признаки тревоги и депрессии (Das N., 2020; Liu S., Yang L..L, Zhang CX et al., 2020; Lai J., Ma S., Wang Y., et al., 2020). Негативные эмоции и стресс, испытываемые работниками здравоохранения, которые лечили инфицированных пациентов, были охарактеризованы как триггерные события, приводящие к ошибкам и задержкам в оказании помощи. Идентификация этих событий была предложена в качестве важного элемента в управлении клиникой в период вспышки инфекционного заболевания (Son H., Lee W.J., Kim H.S. et al., 2019) [2].