По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 630*37:004

Краткий обзор методов расчета конструкций кабин лесных машин с учетом пластических деформаций

Скобцов И.Г. кафедра транспортных и технологических машин и оборудования, Петрозаводский государственный университет
Куницкая О. А. кафедра технологии и оборудования лесного комплекса, Арктический государственный агротехнологический университет, e-mail: ola.ola07@mail.ru

Работа лесных машин характеризуется достаточно сложными условиями эксплуатации, особенно на сильно пересеченной местности, и при транспортном режиме часто сопряжена с потерей устойчивости и возникновением такой аварийной ситуации, как опрокидывание в результате заноса при повороте, падения колеса в яму, наезда на выступ, съезда в кювет и т. п. В статье показана необходимость совершенствования методов расчета для получения возможности теоретическим путем оценить на стадиях проектирования и доводки соответствие требуемых параметров безопасности защитных устройств оператора их нормативным значениям*.

Литература:

1. Григорьева О.И., Давтян А.Б., Гринько О.И., Войнаш С.А. Концепция универсальной машины для выполнения лесохозяйственных работ и тушения лесных пожаров // Всероссийская научно­практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Машиностроение: новые концепции и технологии». — Красноярск, 2020. — С. 45–49.

2. Григорьева О.И., Давтян А.Б., Гринько О.И. Перспективы импортозамещения в производстве лесохозяйственных и лесопожарных машин в России // Лесоэксплуатация и комплексное использование древесины: Сборник статей Всероссийской научно­практической конференции. — Красноярск, 2020. — С. 66–69.

3. Григорьев И.В., Григорьева О.И. Лесозаготовительные машины на экскаваторной базе // Повышение эффективности лесного комплекса: Материалы IV Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. — 2018. — С.45–46.

4. Рудов С. Е., Григорьев И.В. Правила эффективной эксплуатации форвардеров // Повышение эффективности лесного комплекса: Материалы 7­й Всероссийской национальной научно­практической конференции с международным участием. — Петрозаводск, 2021. — С. 166–168.

5. Рудов С. Е., Григорьев И.В. Пути повышения эффективности работы систем машин для сортиментной заготовки древесины // Повышение эффективности лесного комплекса: Материалы 7­й Всероссийской национальной научно­практической конференции с международным участием. — Петрозаводск, 2021. — С.168–169.

6. Григорьев И.В., Рудов С. Е., Каляшов В.А. Транспортно­технологические комплексы на базе лесных машин и самоходных лебедок для проведения рубок леса на склонах / Отв. ред. Н.С. Захаров // Транспортные и транспортнотехнологические системы: Материалы Международной научно­технической конференции. — Тюмень, 2021. — С. 59–62.

7. Григорьев И.В., Рудов С. Е. Перспективы создания транспортных средств для лесозаготовительного производства в арктической зоне // Лесоэксплуатация и комплексное использование древесины: Сборник статей Всероссийской научно­практической конференции. — Красноярск, 2021. — С. 70–74.

8. Григорьева О.И., Гринько О.И., Николаева Ф.В. Лесопожарные транспортно­технологические комплексы на базе колесных форвардеров / Отв. ред. Н.С. Захаров // Транспортные и транспортно­технологические системы: Материалы Международной научно­технической конференции. — Тюмень, 2021. — С. 55–58.

9. Чемшикова Ю.М., Давтян А.Б., Григорьева О.И. Транспортно­технологические системы для лесоразведения на базе гусеничных вездеходов / Отв. ред. Н.С. Захаров// Транспортные и транспортно­технологические системы: Материалы Международной научно­технической конференции. — 2020. — С. 400–403.

10. Тетеревлева Е.В., Гринько О.И., Григорьева О.И. Транспортно­технологические машины для тушения лесных пожаров на базе колесных вездеходов / Отв. ред. Н.С. Захаров // Транспортные и транспортно­технологические системы: Материалы Международной научно­технической конференции. — 2020. — С. 374–377.

11. Полухин П.И., Горелик С.С., Воронцов В.К. Физические основы пластической деформации. — М.: Металлургия, 1982. — 584 с.

12. Ильюшин А.А. Пластичность. — ГИТТЛ, 1948.

13. Мороз Л.С. Механика и физика деформаций и разрушения материалов. — Л.: Машиностроение, 1984. — 224 с.

14. Ильюшин А.А. Труды (1946–1966). Т. 2. Пластичность (Сост. Е. А.Ильюшина, М.Р. Короткина). — М.: Физматлит, 2004. — 480 с.

15. Биргер И.А. Общие алгоритмы решения задач теории упругости, пластичности и ползучести // Механика деформируемых сред. — М.: Наука, 1976. — С. 51–73.

16. Биргер И.А., Мавлютов Р.Р. Сопротивление материалов: учебное пособие. — М.: Наука, 1986. — 560 с.

17. Биргер И.А. и др. Расчет на прочность деталей машин: справочник / И.А. Биргер, Б.Ф. Шорр, Г.Б. Иосилевич. — 4­е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1993. — 640 с.

18. Griffith A.A. The phenomena of rupture and flow in solids. Phil. Trans. Roy. Soc. Of London A221 (1921). — P.163–197.

19. Irwin G.R. Fracture dynamics // Fracturing of metals. ASM. — Cleveland, 1948. — P. 147–166.

20. Питухин А.В., Скобцов И.Г., Хвоин Д.А. Программа­-методика проведения испытаний макетного образца защитной рамы кабины колесного трелевочного трактора // Труды лесоинженерного факультета ПетрГУ. — Петрозаводск: Изд­во ПетрГУ, 2010. — Вып. 8. — С. 117–119.

21. Черепанов Г.П. Механика хрупкого разрушения. — М.: Наука, 1974. — 640 с.

22. Чернецкий В.И. Моделирование стохастических систем // Петрозаводский государственный университет. — Петрозаводск, 1994. — 488 с.

23. Болотин В.В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. — М.: Машиностроение, 1984. — 312 с.

24. Болотин В.В. Ресурс машин и конструкций. — М.: Машиностроение, 1990. — 448 с.

25. Свешников А.А. Прикладные методы теории случайных функций. — М.: Мир, 1962. — 463 с.

Важнейшим требованием к современным лесным машинам любого назначения является безусловное обеспечение безопасности оператора [1–10], что возможно только при достаточной прочности конструкции машин, в том числе и кабин.

Пластичность — свойство металла деформироваться остаточно (необратимо) без макроразрушений [11].

Вопросами общей теории пластического деформирования в различное время занимались А. Ж.­К. СенВенан, Леви, Р.Э. Мизес, Г. Генки, О. Хилл и ряд других исследователей. Среди отечественных ученых важными работами в данной области можно считать труды Ильюшина А.А., Биргера И.А., Ржаницына А.Р., Губкина С.И. и др.

Согласно А.А. Ильюшину [12], количественной мерой пластичности является степень деформации в момент разрушения

Величина

- накопленная деформация за всю предшествующую историю деформирования (суммарное накопление дефектов кристаллической решетки к моменту разрушения) — была названа А.А. Ильюшиным пределом пластичности. При этом следует отметить, что предел пластичности является сложной функцией многих факторов и зависит от: химического состава и структуры металла, температурноскоростных условий деформирования, напряженного состояния, предшествующей разрушению истории развития напряжений и деформаций во времени, геометрического фактора и внешней среды.

Количественно характеризуют пластичность следующие показатели:

— относительное удлинение:

где

— начальная длина образца;

— конечная длина образца;

— относительное сужение:

где

Уравнения упругости для анизотропного тела с учетом температурных и дополнительных деформаций в общем виде:

где векторы­столбцы деформаций, напряжений, температурных и дополнительных деформаций соответственно:

— симметричная квадратная матрица упругих коэффициентов, верхний индекс e соответствует упругим деформациям.

Введение дополнительных деформаций связано с последующим использованием модели упругого тела для описания пластичности материала.

Для Цитирования:
Скобцов И.Г., Куницкая О. А., Краткий обзор методов расчета конструкций кабин лесных машин с учетом пластических деформаций. Конструкторское Бюро. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: