Ведущий профессионал в области стратегий конкуренции М. Портер считал, что для достижения стабильных результатов в части роста прибыльности фирма должна отличаться в продукте, цене или узкой рыночной нише. На основе этого утверждения Портер выделил четыре основных вида корпоративных стратегий. Ниже представлена классификация стратегий по двум факторам: типу конкурентного преимущества и широте рынка.
Под широким рынком может пониматься целый сегмент, целая товарная категория или даже вся отрасль, а под узким рынком понимается маленькая рыночная ниша, удовлетворяющая потребности более узкой аудитории. Такая классификация стратегий является всеобъемлющей и обобщенной, что означает, что практически любая компания может выбрать стратегию, основываясь на которой она сможет принимать решения в части ассортимента, материалов, пакования, продвижения и рекламы, а также реализации товара.
На основании своей классификации Портер выделил 3 основных стратегии поведения компании на рынке для достижения лидирующих позиций [1, с. 97]:
• Стратегия лидерства в продукте (дифференциация),
• Стратегия лидерства в издержках,
• Стратегия фокусирования.
Стратегия лидерства в продукте по‑другому называется стратегией дифференцированного маркетинга и предполагает либо создание нового уникального товара или услуги, либо совершенствование, модернизацию существующего. Целью такого подхода является увеличение стоимости товара, следовательно увеличение нормы прибыли компании. Стратегия дифференциации — это эффективная самая распространенная стратегия поведения компании на рынке и в частных случаях может обеспечить долгосрочную стабильную прибыль компании. Фирме важно проанализировать рынок таким образом, чтобы понять, какие черты товара самые важные или каких черт не хватает потребителю, чтобы понять, как дифференцироваться, так как своеобразность и уникальность продукта в разы увеличивает его конкурентоспособность и в некоторых случаях даже создает для себя новую целевую аудиторию, защищая компанию от давления со стороны конкурентов. Среди других положительных эффектов такой стратегии снижение чувствительности к цене и увеличение лояльности потребителей к организации.