К наиболее значимым факторам роста эффективности деятельности торговой организации относится корпоративная культура предприятия.
Корпоративная культура выступает в качестве условной системы, которая состоит из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития предприятия.
Формирование корпоративной культуры в системе торгового менеджмента должно строиться на следующих принципах:
- принцип системности;
- принцип комплексности;
- принцип националистичности;
- принцип историчности;
- принцип научности. Он предполагает необходимость использования научно обоснованных методов при формировании корпоративной культуры;
- принцип ценностной ориентации;
- принцип сценарности;
- принцип эффективности.
Структуру элементов корпоративной культуры в системе торгового менеджмента можно отразить в виде «двуглавой» пирамиды, которая включает в себя элементы внутренней и внешней культуры, а также материальную и духовную культуру (рис. 1).
Задачи формирования (развития) культуры организации в системе торгового менеджмента представлены на рис. 2.
Базовым первичным элементом системы, описывающим культуру организации, является культура сотрудника.
Она рассматривается как подсистема 1-го уровня (S1).
В качестве подсистемы 2-го уровня (S2) рассматривается культура группы сотрудников подразделений, отделов организации, объединенной какойлибо единой производственной функцией, определенной специализацией.
В качестве подсистемы 3-го уровня рассматривается культура определенных участников организации: топменеджеров, акционеров и наемных работников – это все различные направления, каждый из этих участников обладает своим видением, своими ценностями и несет определенную нагрузку в деятельности организации, как внутрифирменной, так и внешнефирменной.
Подсистемой высшего, 4-го уровня является культура всей организации (S4) (рис. 3).